Page 472 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 472
щаемую Лротагоромъ мысль объ изучимости добродЕтели; а по- выводит! заключеніе, что добродЕтель изучима; но этимъ самымъ
казывает! только, что Нротагоръ не есть ея истинный учи- выводом! онъ показывает!, что онъ не разумѣетъ истинной
тель, потому что онъ не нонимаетъ истиннаго основанія добро- сущности, понятія добродЕтели, ибо онъ видишь здЕсь въ добро-
дЕтели, состоящаго въ знаніи; а потому не разумѣетъ и истинной дЕтели не болѣе какъ вн шнюю законность, т.-е. безотчетное
сущности, понятія добродЕтели. Такъ Нротагоръ въ представлен- и вынужденное согласіе ѣ внЕшней дѣятельности, поступковъ
номъ имъ ми ѣ ,—какъ ни блестяще разсказалъ онъ его,—пра- гражданина съ традиціонными, отъ предковъ унаслЕдованными
ѳ
ведность, нераздѣльную со стыдомъ, которыми первые человЕко- нравственными правилами и положительными законами.
образователи не одарили еще человЕка, выводишь безъ непосред-
этомъ
выводЕ
скрывается
Притомъ
въ
безусловная
ственна™ дЕйствія божества, не объяспивъ, какъ же могъ когда- всему существующему, представляющая самые безумные похвала
вред-
и
либо существовать родъ человЕческій безъ праведности и стыда, ные элементы тогдашней аѳинской демократіи какъ нЕчто нераз-
которые самъ Нротагоръ признаетъ необходимым! условіемъ дЕльное съ добродЕтелью. Для такой добродЕтели Протагоръ
существованія государства, вовсе не опредЕливъ ихъ сущ- t требуетъ, чтобы граждане дружились со всЕмъ существующим!
ности, нонятія. Говоря, что самъ Зевсъ одарилъ ими человЕка, только потому, что оно существует!, все равно разумно и
Нротагоръ подражает! здЕсь тЕмъ плохимъ греческимъ тра- хорошо ли оно, или н тъ; чтобы дѣти и юноши были воспиты-
ѣ
гикамъ, которые, чтобы распутать слишкомъ туго затянутый ваемы въ унаслѣ дованныхъ традиціонныхъ этическихъ и поли-
узелъ, какъ завязку своей трагедіи, вынуждены были при-
б гать къ божеству, нисходящему съ небесъ для развязки тических! началахъ, каковы бы они впрочем! ни были: разумны
ѣ
(deus ex machina): Нротагоръ просто признаетъ здЕсь пра- или неразумны, хороши или дурны.
ведность и вообще добродЕтель врожденным! человЕку ин- Во всемъ этомъ Платонъ выставляет!—въ лицѣ Протагора—
стинктом!; но прямо противорѣчитъ здЕсь самъ себЕ, а софиста, какъ равнодушна™ къ истинѣ торгаша, гоняющагося
именно: 1) защищаемой имъ самимъ мысли, что добродЕтель только за похвалой и благорасположеніемъ къ себЕ своихъ
изучима: ибо если добродЕтель изучима, то она пріобрѣтается слушателей за тЕмъ, чтобы побольше набрать себЕ учеников!,
ея познаніемъ, и СлЕдовательно обусловливается знаніемъ, а не a вмѣ стѣ съ тЕмъ и депегъ.
есть просто инстинктъ; и 2) приводимым! имъ самимъ фактамъ, Наконецъ, на требовапіе Сократа, чтобы Нротагоръ ука-
что и родители дЕтей своихъ, и учители своихъ воспитанников!,' зал! на плоды восхваляема™ имъ традиціоннаго образа ученія
и государство своихъ гражданъ, и наконецъ каждый гражданин! и воспитанія, и выяснилъ, почему величайшіе политики не
своихъ сограждан! стараются учить добродЕтели, такъ что весь передали своимъ сыновьям! своей гражданской добродЕтели
народъ есть учитель добродЕтели. (какъ напр. Периклъ), Протагоръ даетъ новое объясненіе, ко-
торое есть новое самопротиворѣчіе: онъ отрицает! въ этихъ,
Признавая весь народъ учителемъ добродЕтели, Нротагоръ столь мало похожихъ на отцовъ своихъ, сыновьях! природное
напоминаетъ собою опровергнутый Сократомъ взглядъ Алки- расположеніе къ добродЕтели, и СлЕдовательно ставить добро-
віада въ разговорЕ этого имени. Но Нротагоръ облекаешь здЕсь дЕтель въ зависимость отъ личной, прирожденной человЕку
этотъ взглядъ свой въ недостойную мудреца и вообще чело- способности, даровитости, между тЕмъ какъ прежде онъ ви-
вЕка, доведенную до крайности лесть, восхваляя даже самыхъ дЕлъ въ добродЕтели только вн шнюю законность, для которой
ѣ
невЕжествениыхъ а инянъ и вообще грековъ, въ противопо- всего менѣе нужно природное расположеніе, личная прирожден-
ѳ
ложность варварамъ, какъ прирожденных!, такъ сказать, учите- ная способность, даровитость.
лей добродЕтели. Не нашедши такимъ образомъ въ Протагоровой рѣчи
ЗатЕмъ Нротагоръ изъ факта, что родители, воспитатели, отвѣ та на то, въ чемъ состоитъ истинная сущность, понятіе
государство и весь народъ суть учители добродЕтели, хотя и добродЕтели, Сократъ развиваешь мало-по-малу свой собственный
m 3 0