Page 472 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 472

щаемую  Лротагоромъ  мысль  объ  изучимости  добродЕтели;  а  по-  выводит!  заключеніе,  что  добродЕтель  изучима;  но  этимъ  самымъ
 казывает!  только,  что  Нротагоръ  не  есть  ея  истинный  учи-  выводом!  онъ  показывает!,  что  онъ  не  разумѣетъ  истинной
 тель,  потому  что  онъ  не  нонимаетъ  истиннаго  основанія  добро-  сущности,  понятія  добродЕтели,  ибо  онъ  видишь  здЕсь  въ  добро-

 дЕтели,  состоящаго  въ  знаніи;  а  потому  не  разумѣетъ  и  истинной  дЕтели  не  болѣе  какъ  вн шнюю  законность,  т.-е.  безотчетное
 сущности,  понятія  добродЕтели.  Такъ  Нротагоръ  въ  представлен-  и  вынужденное  согласіе  ѣ  внЕшней  дѣятельности,  поступковъ
 номъ  имъ  ми ѣ ,—какъ  ни  блестяще  разсказалъ  онъ  его,—пра-  гражданина  съ  традиціонными,  отъ  предковъ  унаслЕдованными
 ѳ
 ведность,  нераздѣльную  со  стыдомъ,  которыми  первые  человЕко-  нравственными  правилами  и  положительными  законами.
 образователи  не  одарили  еще  человЕка,  выводишь  безъ  непосред-
                                     этомъ
                                              выводЕ
                                                         скрывается
                   Притомъ
                                въ
                                                                        безусловная
 ственна™  дЕйствія  божества,  не  объяспивъ,  какъ  же  могъ  когда-  всему  существующему,  представляющая  самые  безумные  похвала
                                                                                            вред-
                                                                                         и
 либо  существовать  родъ  человЕческій  безъ  праведности  и  стыда,  ные  элементы  тогдашней  аѳинской  демократіи  какъ  нЕчто  нераз-
 которые  самъ  Нротагоръ  признаетъ  необходимым!  условіемъ  дЕльное  съ  добродЕтелью.  Для  такой  добродЕтели  Протагоръ
 существованія  государства,  вовсе  не  опредЕливъ  ихъ  сущ-  t  требуетъ,  чтобы  граждане  дружились  со  всЕмъ  существующим!
 ности,  нонятія.  Говоря,  что  самъ  Зевсъ  одарилъ  ими  человЕка,  только  потому,  что  оно  существует!,  все  равно  разумно  и
 Нротагоръ  подражает!  здЕсь  тЕмъ  плохимъ  греческимъ  тра-  хорошо  ли  оно,  или  н тъ;  чтобы  дѣти  и  юноши  были  воспиты-
                                            ѣ
 гикамъ,  которые,  чтобы  распутать  слишкомъ  туго  затянутый  ваемы  въ  унаслѣ дованныхъ  традиціонныхъ  этическихъ  и  поли-
 узелъ,  какъ  завязку  своей  трагедіи,  вынуждены  были  при-
 б гать  къ  божеству,  нисходящему  съ  небесъ  для  развязки  тических!  началахъ,  каковы  бы  они  впрочем!  ни  были:  разумны
 ѣ
 (deus  ex  machina):  Нротагоръ  просто  признаетъ  здЕсь  пра-  или  неразумны,  хороши  или  дурны.
 ведность  и  вообще  добродЕтель  врожденным!  человЕку  ин-  Во  всемъ  этомъ  Платонъ  выставляет!—въ  лицѣ  Протагора—

 стинктом!;  но  прямо  противорѣчитъ  здЕсь  самъ  себЕ,  а  софиста,  какъ  равнодушна™  къ  истинѣ  торгаша,  гоняющагося
 именно:  1)  защищаемой  имъ  самимъ  мысли,  что  добродЕтель  только  за  похвалой  и  благорасположеніемъ  къ  себЕ  своихъ
 изучима:  ибо  если  добродЕтель  изучима,  то  она  пріобрѣтается  слушателей  за  тЕмъ,  чтобы  побольше  набрать  себЕ  учеников!,
 ея  познаніемъ,  и  СлЕдовательно  обусловливается  знаніемъ,  а  не  a  вмѣ стѣ  съ  тЕмъ  и  депегъ.
 есть  просто  инстинктъ;  и  2)  приводимым!  имъ  самимъ  фактамъ,  Наконецъ,  на  требовапіе  Сократа,  чтобы  Нротагоръ  ука-
 что  и  родители  дЕтей  своихъ,  и  учители  своихъ  воспитанников!,'  зал!  на  плоды  восхваляема™  имъ  традиціоннаго  образа  ученія
 и  государство  своихъ  гражданъ,  и  наконецъ  каждый  гражданин!  и  воспитанія,  и  выяснилъ,  почему  величайшіе  политики  не

 своихъ  сограждан!  стараются  учить  добродЕтели,  такъ  что  весь  передали  своимъ  сыновьям!  своей  гражданской  добродЕтели
 народъ  есть  учитель  добродЕтели.  (какъ  напр.  Периклъ),  Протагоръ  даетъ  новое  объясненіе,  ко-
              торое    есть   новое    самопротиворѣчіе:         онъ    отрицает!     въ   этихъ,
 Признавая  весь  народъ  учителемъ  добродЕтели,  Нротагоръ  столь  мало  похожихъ  на  отцовъ  своихъ,  сыновьях!  природное
 напоминаетъ  собою  опровергнутый  Сократомъ  взглядъ  Алки-  расположеніе  къ  добродЕтели,  и  СлЕдовательно  ставить  добро-

 віада  въ  разговорЕ  этого  имени.  Но  Нротагоръ  облекаешь  здЕсь  дЕтель  въ  зависимость  отъ  личной,  прирожденной  человЕку
 этотъ  взглядъ  свой  въ  недостойную  мудреца  и  вообще  чело-  способности,  даровитости,  между  тЕмъ  какъ  прежде  онъ  ви-
 вЕка,  доведенную  до  крайности  лесть,  восхваляя  даже  самыхъ  дЕлъ  въ  добродЕтели  только  вн шнюю  законность,  для  которой
                                                        ѣ
 невЕжествениыхъ  а инянъ  и  вообще  грековъ,  въ  противопо-  всего  менѣе  нужно  природное  расположеніе,  личная  прирожден-
 ѳ
 ложность  варварамъ,  какъ  прирожденных!,  такъ  сказать,  учите-  ная  способность,  даровитость.

 лей  добродЕтели.  Не    нашедши       такимъ      образомъ      въ    Протагоровой         рѣчи
 ЗатЕмъ  Нротагоръ  изъ  факта,  что  родители,  воспитатели,  отвѣ та  на  то,  въ  чемъ  состоитъ  истинная  сущность,  понятіе
 государство  и  весь  народъ  суть  учители  добродЕтели,  хотя  и  добродЕтели,  Сократъ  развиваешь  мало-по-малу  свой  собственный

                       m                                                                  3 0
   467   468   469   470   471   472   473   474   475   476   477