Page 474 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 474

взглядъ  на  добродѣтель  и  приходить  къ  положенію,  что  различ-  есть  поиятіе  абсолютное,  а  такое  же  относительное  понятіе,
 ный  доородѣтели  не  суть  ни  просто  только  различныя  иазванія  т.-е.  зависимое  отъ  обстоятельств!,  какъ  и  поиятіе  пользы.
 ОДНОГО  и  того  же  понятія,  ни  существенно  р а з л и ч н ы / "  Впрочемъ,  хотя  существенное  сходство  т хъ етырех!  добро-
                                                                               ч
                                                                         ѣ
 единаго  связнаго  цѣ лаго,  на  нодобіе  членов*  т леснаго  орга-  д телей,  которыя  Сократъ  здѣсь  сравнивает!  между  собою—
 ѣ
                ѣ
 е Г а Г 1 Г Г  Ц Ъ  '  Р а З Л И Ч Н Ы Я  П °  °  б ъ е м у  о п Р 4^ нныя  части  праведность,  благочестіе,  благоразуміе,  мудрость—и  представ-
 л е
 е
 безразличной  массы,  а  суть  различима  стороны  или  существен-  ляет!  Сократъ  въ выраженіяхъ  совершенно  неиаучныхъ,  приспо-
 ные  элементы  одного  и  того  же  неразд льнаго,  всецѣ лТго7о-  собленных!  къ  степени  пониманія  Иротагора  и  прочихъ  слуша-
 ѣ
 нятте  добродѣтели,  так*  что во  всякой  особенной  доброд теш  телей,  однакоже  Сократъ  довольно  ясно  уже  и  здѣсь  намекаешь
 ѣ
 содержится  вся  добродѣтель.  родыели  на  то,  что  въ  мудрости  находилъ  онъ  соединяющую
                                                                                               всѣ
 Такой  глубокой  мысли  Протагоръ  вовсе  не  былъ  в *  со-  добродЕтели  связь,  и  что  СлЕдовательно  мудростью  или—чтб
 сгоянш  понять;  он*  останавливается  на  неясном*,  неопреде-  все  равно  —  знаыіемъ  обусловливается  добродЕтель  вообще,
 одна
 добродѣтель,
 что
 хотя
 ленном*  выражеши, 110  малоа  имешгокакъ  конечно  и по-  гражданская  добродЕтель  въ  особенности  и,  наконецъ.  сама
 вообіре
 все
 одГ Г ///Г*.  '  '  политика.
                   Такимъ      образомъ     хотя   Сократъ     и   представляется      здЕсь,   въ
 Правда,  Сократ*  зд сь  доказывает*  только  единство  добно-  гіервомъ  дЕйствіи,  сомнЕвающимся  въ  изучимости  добродЕтели,
 ѣ
 дѣтели,  т.-е.  только  вн шним*  образом*  сравнивая  между  собою  однакоже  онч>  даетъ  этой  изучимости  на  самомъ  дѣ лѣ  го-
 ѣ
 различима  добродѣтели  и  абсолютно  противополагая  их*  п о Г   раздо  болЕе  глубокое  основаніе,  какъ  ея  доказательство,  нежели
 кам*  но  он*  это  д лает*,  соображаясь  с *  степенью  пони-  какое  -могъ  дать  Протагоръ.
 ѣ
 майте  Протагора  и  прочих*  своих*  слушателей.  Так*  сперва  Промежуточное  явленіе  имЕетъ  цЕлью  побудить  Иротагора
 Сократ*  вынуждает*  ІТротагора  согласиться,  что  праведность  и  Сократа,  готовыхъ  разойтись,  къ  окончательному  рЕшенію
 находится  в *  нераздельной  связи  с*  благочестіем*,  noZy  Z  вопроса  объ  изучимости  добродЕтели.
 праведное  никогда  не  может*  быть  названо  нечестивым*  и  Оно  составляет!  переходъ  отъ  перваго  дЕйствія,  въ  кото-
 благочестивое—неправедным*.  '  ром!  этотъ  вопросъ  рЕшенъ  былъ  повидимому  отрицательно,  ко


 что  ' ™ Г Г  , Ъ  С °  К Р а Т Ъ  В Ь Ш у Ж д а е т ъ  Т а г о р а  согласиться,  второму  дЕйствію,  въ  котором!  этотъ  вопросъ  рЕшенъ  уже  по-
 то  мудрости  противоположно  неразуміе,  a  неразумно-благо  ложительно.
                   Въ    этомъ    явленіи    участвуют!,      какъ    дЕйствуюіція      лица   изъ
 с  у  ™  —  0   слушателей    разговора     между     Протагоромъ       и   Сократомъ,      самъ
 Такъ,  наконецъ,  Сократъ  старается  доказать  существенное  хозяинъ  Каллій,  извЕстные  намъ  Алкивіадъ  и  Критій,  а  также
 сходство  между  благоразуміемъ  и  праведностью/  покаГывая  оба  другіе  знаменитые  софиста  (т.-е кромЕ  Иротагора),  Гип-

 что  имъ  обще  понятіе  полезна™  и  хороша™  или  і о Ц Ж  пій  и  Продикъ.
 сматриваемыхъ  здѣ сь  еще  въ  ихъ  неразд льности)  Р  Каллій  какъ  вЕжливый  хозяинъ  своего  нріЕзжаго  гостя,
 ѣ
 Но  тутъ  I Іротагоръ,  не  привыкшій  къ  такому  юазвитію  Протагора,  склоняется  здЕсь  болЕе  на  его  сторону;  Алкивіадъ,

 pm
 •
 ZZ,'lZT " форхі тер,е ™  »  -  еще  вЕрный  Сократу,  рЕшителыю  принимает!      его   сторону;
              Критій,    равнодушный         къ   обЕимъ    сторонам!,      говоритъ,     что  не
 У  т пки  2 Т  Ъ  И  П е  Х 0 Ч е Т Ъ  П  Р °  Д 0  ™  дѣлать  Сократу  слЕдуетъ  слушателям!  быть  ни  на  сторонЕ  Протагора,  ни  на
 ѵ
 « е  не  можетъ  и  не  хочетъ  согласиться,  стороиЕ  Сократа,  а  слЕдуетъ  просить  обоихъ  не  прерывать
 ЧІо  хорошее  доорое  всегда  полезно;  не  выразум въ,  что  если  разговора  въ  самой  его  срединЕ;  Продикъ  увѣ щеваетъ  Прота-
 ѣ
 хорошее,  доброе  называется  полезным!,  то  появлені  дюбра  н                       30*
   469   470   471   472   473   474   475   476   477   478   479