Page 474 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 474
взглядъ на добродѣтель и приходить къ положенію, что различ- есть поиятіе абсолютное, а такое же относительное понятіе,
ный доородѣтели не суть ни просто только различныя иазванія т.-е. зависимое отъ обстоятельств!, какъ и поиятіе пользы.
ОДНОГО и того же понятія, ни существенно р а з л и ч н ы / " Впрочемъ, хотя существенное сходство т хъ етырех! добро-
ч
ѣ
единаго связнаго цѣ лаго, на нодобіе членов* т леснаго орга- д телей, которыя Сократъ здѣсь сравнивает! между собою—
ѣ
ѣ
е Г а Г 1 Г Г Ц Ъ ' Р а З Л И Ч Н Ы Я П ° ° б ъ е м у о п Р 4^ нныя части праведность, благочестіе, благоразуміе, мудрость—и представ-
л е
е
безразличной массы, а суть различима стороны или существен- ляет! Сократъ въ выраженіяхъ совершенно неиаучныхъ, приспо-
ные элементы одного и того же неразд льнаго, всецѣ лТго7о- собленных! къ степени пониманія Иротагора и прочихъ слуша-
ѣ
нятте добродѣтели, так* что во всякой особенной доброд теш телей, однакоже Сократъ довольно ясно уже и здѣсь намекаешь
ѣ
содержится вся добродѣтель. родыели на то, что въ мудрости находилъ онъ соединяющую
всѣ
Такой глубокой мысли Протагоръ вовсе не былъ в * со- добродЕтели связь, и что СлЕдовательно мудростью или—чтб
сгоянш понять; он* останавливается на неясном*, неопреде- все равно — знаыіемъ обусловливается добродЕтель вообще,
одна
добродѣтель,
что
хотя
ленном* выражеши, 110 малоа имешгокакъ конечно и по- гражданская добродЕтель въ особенности и, наконецъ. сама
вообіре
все
одГ Г ///Г*. ' ' политика.
Такимъ образомъ хотя Сократъ и представляется здЕсь, въ
Правда, Сократ* зд сь доказывает* только единство добно- гіервомъ дЕйствіи, сомнЕвающимся въ изучимости добродЕтели,
ѣ
дѣтели, т.-е. только вн шним* образом* сравнивая между собою однакоже онч> даетъ этой изучимости на самомъ дѣ лѣ го-
ѣ
различима добродѣтели и абсолютно противополагая их* п о Г раздо болЕе глубокое основаніе, какъ ея доказательство, нежели
кам* но он* это д лает*, соображаясь с * степенью пони- какое -могъ дать Протагоръ.
ѣ
майте Протагора и прочих* своих* слушателей. Так* сперва Промежуточное явленіе имЕетъ цЕлью побудить Иротагора
Сократ* вынуждает* ІТротагора согласиться, что праведность и Сократа, готовыхъ разойтись, къ окончательному рЕшенію
находится в * нераздельной связи с* благочестіем*, noZy Z вопроса объ изучимости добродЕтели.
праведное никогда не может* быть названо нечестивым* и Оно составляет! переходъ отъ перваго дЕйствія, въ кото-
благочестивое—неправедным*. ' ром! этотъ вопросъ рЕшенъ былъ повидимому отрицательно, ко
что ' ™ Г Г , Ъ С ° К Р а Т Ъ В Ь Ш у Ж д а е т ъ Т а г о р а согласиться, второму дЕйствію, въ котором! этотъ вопросъ рЕшенъ уже по-
то мудрости противоположно неразуміе, a неразумно-благо ложительно.
Въ этомъ явленіи участвуют!, какъ дЕйствуюіція лица изъ
с у ™ — 0 слушателей разговора между Протагоромъ и Сократомъ, самъ
Такъ, наконецъ, Сократъ старается доказать существенное хозяинъ Каллій, извЕстные намъ Алкивіадъ и Критій, а также
сходство между благоразуміемъ и праведностью/ покаГывая оба другіе знаменитые софиста (т.-е кромЕ Иротагора), Гип-
что имъ обще понятіе полезна™ и хороша™ или і о Ц Ж пій и Продикъ.
сматриваемыхъ здѣ сь еще въ ихъ неразд льности) Р Каллій какъ вЕжливый хозяинъ своего нріЕзжаго гостя,
ѣ
Но тутъ I Іротагоръ, не привыкшій къ такому юазвитію Протагора, склоняется здЕсь болЕе на его сторону; Алкивіадъ,
pm
•
ZZ,'lZT " форхі тер,е ™ » - еще вЕрный Сократу, рЕшителыю принимает! его сторону;
Критій, равнодушный къ обЕимъ сторонам!, говоритъ, что не
У т пки 2 Т Ъ И П е Х 0 Ч е Т Ъ П Р ° Д 0 ™ дѣлать Сократу слЕдуетъ слушателям! быть ни на сторонЕ Протагора, ни на
ѵ
« е не можетъ и не хочетъ согласиться, стороиЕ Сократа, а слЕдуетъ просить обоихъ не прерывать
ЧІо хорошее доорое всегда полезно; не выразум въ, что если разговора въ самой его срединЕ; Продикъ увѣ щеваетъ Прота-
ѣ
хорошее, доброе называется полезным!, то появлені дюбра н 30*