Page 471 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 471

щаемую      Лротагоромъ        мысль   объ  изучимости      добродЕтели;      а  по-                     выводит!      заключеніе,     что  добродЕтель      изучима;    но  этимъ   самымъ
                        казывает!       только,     что   Нротагоръ      не   есть   ея  истинный       учи-                     выводом!      онъ    показывает!,       что   онъ    не    разумѣетъ      истинной
                        тель,   потому     что  онъ   не  нонимаетъ      истиннаго     основанія     добро-                       сущности,     понятія     добродЕтели,     ибо   онъ   видишь   здЕсь   въ  добро-

                       дЕтели,    состоящаго     въ  знаніи;   а  потому   не   разумѣетъ     и  истинной                         дЕтели    не   болѣе   какъ    вн шнюю        законность,     т.-е.   безотчетное
                       сущности,     понятія    добродЕтели.      Такъ    Нротагоръ     въ  представлен-                          и  вынужденное         согласіе   ѣ  внЕшней     дѣятельности,        поступковъ
                       номъ    имъ  ми ѣ ,—какъ        ни   блестяще    разсказалъ      онъ    его,—пра-                          гражданина       съ  традиціонными,       отъ   предковъ      унаслЕдованными
                                        ѳ
                       ведность,    нераздѣльную        со  стыдомъ,    которыми      первые    человЕко-                         нравственными       правилами      и   положительными         законами.
                       образователи      не  одарили    еще   человЕка,    выводишь     безъ    непосред-
                                                                                                                                                                             скрывается
                                                                                                                                                                                            безусловная
                                                                                                                                                    въ
                                                                                                                                                         этомъ
                                                                                                                                       Притомъ
                                                                                                                                                                  выводЕ
                       ственна™      дЕйствія   божества,     не  объяспивъ,     какъ  же    могъ   когда-                        всему   существующему,        представляющая         самые    безумные     похвала
                                                                                                                                                                                                             и
                                                                                                                                                                                                                вред-
                       либо    существовать      родъ   человЕческій      безъ   праведности      и  стыда,                       ные  элементы     тогдашней      аѳинской    демократіи      какъ   нЕчто    нераз-
                       которые     самъ    Нротагоръ      признаетъ        необходимым!         условіемъ
                                                                                                                                                                              такой
                                                                                                                                                                       Для
                                                                                                                                                  добродЕтелью.
                       существованія        государства,      вовсе     не   опредЕливъ       ихъ     сущ-      t                 дЕльное    съ чтобы   граждане      дружились      со добродЕтели      Протагоръ
                                                                                                                                                                                        всЕмъ
                                                                                                                                                                                                  существующим!
                                                                                                                                  требуетъ,
                       ности,    нонятія.   Говоря,     что   самъ    Зевсъ   одарилъ     ими   человЕка,                         только     потому,    что    оно    существует!,       все   равно     разумно     и
                       Нротагоръ       подражает!      здЕсь    тЕмъ     плохимъ      греческимъ      тра-                        хорошо     ли   оно,  или   н тъ;   чтобы    дѣти   и   юноши     были   воспиты-
                                                                                                                                                                ѣ
                      гикамъ,      которые,     чтобы     распутать      слишкомъ      туго    затянутый                          ваемы    въ   унасл дованныхъ         традиціонныхъ        этическихъ     и   поли-
                      узелъ,     какъ    завязку      своей    трагедіи,    вынуждены         были    при-                                             ѣ
                      бѣ гать    къ    божеству,      нисходящему        съ   небесъ     для     развязки                         тических!     началахъ,     каковы    бы  они    впрочем!     ни  были:   разумны
                      (deus   ex   machina):     Нротагоръ       просто      признаетъ      здЕсь     пра-                        или   неразумны,      хороши      или   дурны.
                      ведность      и  вообще      добродЕтель       врожденным!          человЕку     ин-                             Во   всемъ   этомъ   Платонъ     выставляет!—въ        лицѣ    Протагора—
                      стинктом!;       но   прямо      противорѣчитъ         здЕсь     самъ     себЕ,     а                       софиста,    какъ    равнодушна™         къ   истинѣ    торгаша,     гоняющагося
                      именно:     1)  защищаемой        имъ    самимъ     мысли,     что    добродЕтель                           только     за   похвалой      и   благорасположеніемъ           къ   себЕ   своихъ
                      изучима:     ибо   если   добродЕтель      изучима,     то   она   пріобрѣтается                            слушателей      за  тЕмъ,   чтобы     побольше      набрать    себЕ    учеников!,
                      ея  познаніемъ,     и   СлЕдовательно       обусловливается       знаніемъ,    а  не                        a  вмѣ стѣ    съ  тЕмъ    и   депегъ.
                     есть   просто     инстинктъ;     и  2)  приводимым!       имъ   самимъ    фактамъ,                                Наконецъ,       на  требовапіе      Сократа,      чтобы    Нротагоръ      ука-
                      что  и   родители     дЕтей   своихъ,    и  учители   своихъ    воспитанников!,'                            зал!   на   плоды    восхваляема™        имъ   традиціоннаго      образа     ученія
                     и  государство      своихъ    гражданъ,     и  наконецъ    каждый      гражданин!                            и  воспитанія,      и    выяснилъ,     почему      величайшіе       политики      не

                     своихъ     сограждан!      стараются      учить   добродЕтели,      такъ   что  весь                         передали      своимъ     сыновьям!        своей    гражданской       добродЕтели
                     народъ     есть   учитель     добродЕтели.                                                                   (какъ    напр.   Периклъ),       Протагоръ      даетъ   новое    объясненіе,     ко-
                                                                                                                                  торое   есть   новое     самопротиворѣчіе:         онъ   отрицает!      въ   этихъ,
                           Признавая      весь   народъ     учителемъ      добродЕтели,      Нротагоръ                            столь   мало    похожихъ      на   отцовъ    своихъ,    сыновьях!       природное
                     напоминаетъ        собою     опровергнутый        Сократомъ       взглядъ    Алки-                           расположеніе       къ  добродЕтели,       и  СлЕдовательно       ставить     добро-

                     віада   въ   разговорЕ     этого   имени.    Но   Нротагоръ     облекаешь     здЕсь                          дЕтель     въ  зависимость        отъ   личной,     прирожденной          человЕку
                     этотъ   взглядъ     свой   въ   недостойную        мудреца      и  вообще     чело-                          способности,      даровитости,       между    тЕмъ    какъ     прежде     онъ    ви-
                     вЕка,  доведенную       до   крайности      лесть,   восхваляя     даже    самыхъ                            дЕлъ    въ  добродЕтели       только   вн шнюю       законность,     для   которой
                                                                                                                                                                            ѣ
                     невЕжествениыхъ         а инянъ      и  вообще     грековъ,      въ    противопо-                            всего   менѣе   нужно     природное     расположеніе,      личная     прирожден-
                                              ѳ
                    ложность      варварамъ,     какъ   прирожденных!,         такъ   сказать,   учите-                           ная   способность,      даровитость.

                    лей    добродЕтели.                                                                                                Не    нашедши        такимъ     образомъ       въ    Протагоровой         рѣчи
                          ЗатЕмъ     Нротагоръ      изъ   факта,     что   родители,     воспитатели,                             отвѣ та   на   то,   въ   чемъ    состоитъ     истинная     сущность,       понятіе
                    государство      и  весь   народъ     суть   учители     добродЕтели,       хотя   и                          добродЕтели,     Сократъ     развиваешь     мало-по-малу      свой   собственный

                                                                                                                                          m                                                                   3 0
   466   467   468   469   470   471   472   473   474   475   476