Page 476 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 476

гора  и  Сократа  не  гн ваться  за  разномысліе  другъ  противъ  пусть  Протагоръ  такимъ  же  образомъ  отвѣ чаетъ  на  его,  Со-
 ѣ
 друга,  потому  что  и  при  разномысліи  можно  остаться  друзьями  крата,  вопросы.  „Если  же  Протагоръ  не  захочетъ  тогда  отвЪ-
 Вообще  ІІродикъ  представляете  здѣсь  образчикъ  своего  чать  мнѣ  (говорите  Сократъ),  то  мы,  всѣ  вмѣстѣ,  будемъ  про-
 спеціальнаго  искусства,  состоявшаго  у  него  преимущественно  въ  сить  его  не  испортить  бесѣды  пашей,  а  для  этого  уже  не  по-
 т о н к о »  различеніи  синонимовъ,  которое  впрочемъ  иногда  пе-  надобится  особый  третейскій  судья,  потому  что  вы  всѣ  вмѣстѣ

 реходило  у  него  въ  пустую  игру  словами.  Такъ  говоритъ  онъ  будете  тогда  исправлять  эту  должность".
 обращаясь  къ  Критію:  „и  ты,  кажется  мнѣ,  правъ,  потому  что  слушатели  согласились  на  предложеніе  Сократа;  что
                    Всѣ
 т ,  которые  присутствую»  при  подобеыхъ  изслѣдованіяхъ  касается  Протагора,  то  хотя  оиъ  сперва  не  соглашался  на  это,
 ѣ
 должны  быть  общими  обоихъ  собесѣд н и ковъ—сл ушате ля м и  но  но  потомъ  вынужденъ  былъ  уступить  единогласному  рѣ шенію.
 не  единомышленниками  обоихъ,  ибо  это  не  одно  и  то  же  Я  Такъ  оканчивается  это  промежуточное  явленіе.
 самъ  желаю,  чтобы  вы,  Сократъ  и  Протагоръ,  сдѣлали  другъ  Въ  этомъ  явленіи  Платонъ,  выводя  софистовъ,  ГІродика
 ДРУГУ  уступки,  и  хотя  бы  и  были  различна™  мнѣнія  объ  осно-  и  Гиппія,  имѣлъ  главнымъ  образомъ  въ  виду:

 вашяхъ  (въ  нринципѣ),  но  не  ссорились  между  собою,  потому  1)  Противопоставляя  Протагора  и  ГІродика,  представить  въ
 что  и  друзья,  доброжелательствуя  другъ  другу,  могутъ  быті>  нихъ  два  главныя  направленія  тогдашней  софистики:  этико-
 различна™  мнѣшя;  враги  же,  зложелательствующіе  одинъ  дру-  политическое,  представителем!»  котораго  является  здѣсь  Прота-
 гому,  ссорятся  между  собою,  живутъ  въ  раздорѣ ",  и  проч  горъ,  и  реторико-грамматическое,  въ  которомъ  выше  вс хъ

 Наконецъ,  Гиппій  предлагает!,  Протагору  и  Сократу  ре-  софистовъ  стоялъ  ІІродикъ.     ѣ
 шена  спора  о  продолженіи  или  прекращены  борьбы  между  2)  Противопоставляя  же  Протагора  и  Гиппія,  Платонъ  хо-
 ними  предоставить  выбраннымъ  отъ  собранія  судьямъ,—предпо-
                                       здѣсь
                                               два
 сылая  такой  возгласъ,  въ  которомъ  представляете  образчикъ  'іѣлъ  представить  тогдашнихъ противоположный  соціально-поли-
                                                                                        является
                           ученія
                                                                        Протагоръ
              тическія
                                                        софистовъ.
 своего  спещальнаго  занятія  природою:  „Любезные  присутствую-  здѣсь  представителемъ  того  од постороння го  ученія,  которое  на-
 ЩІЕ  здѣсь  мужи!  Я  смотрю  на  вс хъ  васъ  какъ  на  родствен-  ходите  въ  и  разуивымъ  и  превосходным!»
 ѣ
                                            государствѣ
                            обществѣ
 ников^  друзей  и  согражданъ,  но  не  по  закону  (потому  что  все  согласное  съ  существующими  нравами  и  обычаями,  положи-
 здѣсь  было  много  чуждыхъ  другъ  другу  людей  и  иностранцевъ),
 а  по  природѣ,  ибо  подобное  сродно  по  природѣ  съ  подобными  тельными  законами  и  учреждеиіями,  переданное  отъ  предковъ,
                                  признавая
              традиціонное,
                                                это
                                                                                   гражданской
                                                     единственною
                                                                        нормою
 законъ  же,  насилуя  людей,  вынуждаете  многое,  чтб  противно  дѣятельности,  принципомъ  всей  этики  и  политики.  Гиппій  же
 Ііриродѣ"  и  проч.  является  здѣсь  представителемъ      того   одностороиняго         ученія,
 Предложен!е  Гиппія  было  одобрено  всѣми  слушателями  которое  ставитъ  законъ  природы  принципомъ  всей  этики  и  по-
 и  они  просили  Протагора  и  Сократа  избрать  третейскаго,  такъ  литики,  противоположнымъ  нравамъ,  и  обычаямъ,  положитель-
 сказать,  судью.  иымъ  законамъ   и  учрежденіямъ,       потому   будто-бы,     что  они   гро-
 Но  Сократъ  очень  ловко  отклоиилъ  это  предложеніе,  го-  тивны  природѣ.
 воря,  что  это  значило  бы  признать  кого-либо  превосходящимъ  Наконецъ  3)  на  короткой  рѣчи  Продика  Платонъ  хотѣ лъ
 Протагора  въ  мудрости.  показать,  что  какъ  бы  ни  тонко  было  анализировано      понятіе,

 Съ  своей  стороны,  онъ  сдѣлалъ  такое  предложеніе:  если  но  если  этотъ  анализъ  не  будетъ  основанъ  на  діалектическомъ
 Протагоръ  не  хочетъ  отвѣчать  ему  коротко,  то  пусть  онъ  самъ  развитіи  понятія,  то  отъ  такого  анализа  ничего  не  выиграете
 спрашиваете  его,  Сократа,  и  онъ,  Сократъ,  постарается  пока-  наука,  философія.
 зать  ему,  какъ,  по  его  мнѣнію,  должно  отвѣчать;  но  послѣ  Въ  началѣ  второго  дѣйствія  Протагоръ  приводите  слѣдующій
 того  какъ  онъ,  Сократъ,  отвѣтитъ  Протагору  на  всѣ  его  вопросы  стихъ  изъ  одного  поэтическаго  произведенія  знаменита™  древ-
   471   472   473   474   475   476   477   478   479   480   481