Page 481 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 481

выхъ     нравовъ,     въ   противоположность          Проме ею,       д йствующемѵ                              отъ    недоразумѣній        и   отъ   лоашаго      пониманія       и  доказать,    что
                                                                               ѳ
                                                                                       ѣ
                только    въ виду    удовлетворен!.;      матеріальныхъ       потребностей        чело-
                                                                                                                                                                                                                    т
                ьйьа;   такъ   зд сь   восхваляется      божество,     какъ    неизм нное,      в чное                          истинная      добродѣтель       немыслима        безъ    критерія     знанія,    и а-
                                                                                      ѣ
                                  ѣ
                                                                                                 ѣ
                дооро,    въ   противоположность          челов ку,     который     только     съ  тру-                         кимъ    образомъ      положить      твердое     основаніе     для   всей   этики,    въ
                                                                 ѣ
                домъ    можетъ      стать   добрымъ,      и  для   котораго     невозможно      всегда                          смысл*      ученія    о  добродѣтели,        для   всей   дикеологіи      въ   смысл*
                иыіь    доорымъ.                                                                                                ученіе    о  праведности,       какъ    общественной         добродѣтели,      и   для
                                                                                                                                всей   политики,      какъ    ученія    о   государствепномъ          устройств*      и
                     Начатый      въ   первомъ     дѣйствіи    отв тъ    на вопросъ      объ    изучи-                          управленіи,      Платонъ     представилъ      здѣсь    въ  связи   и развилъ      глав-
                                                                   ѣ
               мости    доородѣтели      снова    подымается       и  заключается        во   второмъ                           ныя   положенія       Сократова      ученія     о   добродѣтели,       и    защитилъ

                             ь °°   Д а ж е  "   м у ж с с т , ю '  к о т о р о в  многимъ  казалось                           ихъ    отъ   нападковъ       со   стороны     ихъ    противииковъ.
                              И
               все   о  болѣе    независимымъ         отъ  знанія,    признается,       также     какъ
               обусловленное        знаніемъ,     а   сл довательно       есть   также      элемента                                 Эти   противники        состояли     частью     изъ   послѣдователей        софи-
                                                        ѣ
               понятія     добродѣтели,        которая     вся   обусловливается         необходимо                            стовъ     съ   ихъ    заблужденіями--опасными,               но     ослѣпительными
               истиннымъ       зпаніемъ.                                                         А                             своимъ      блескомъ,       частью      изъ    приверженцевъ          традиціондаго
                                                                                                                                                                                                          л ни
                                                                                                                                                                                     которые
                                                                                                                                                                            быта,
                                                                                                                                                                                                   изъ
                                                                                                                                                                                                            ѣ
                    Но    дабы     добродѣтель       была     знаніемъ,     ея   понятіе      прежде                           гражданскаго        и   подитическаго      требованію      Сократа       познать   или
                                                                                                                                                       противились
                                                                                                                               самодовольствія
                                                                                                                                                                                                                    ту
              всего    должно     было     представить       какъ    н что     определенное         въ                         истину,     что   гражданская        добродѣтель      и политика       должны      быть
                                                                       ѣ
              себѣ   самомъ      заключенное,       замкнутое,      т.-е.   добродѣтель       должна                           основаны      на   раціональноыъ,        философскомъ         знаніи,   а  не   просто
              б ы т ь  единою,     такъ   что    тб,  чтб мы      называемъ        добродѣтелями,                              на   привычкѣ       и  преданіи.
              суть    не   болѣе,     какъ     различныя       стороны      всеобщаго        понятія
              доородѣтели,       въ   основаніи     котораго      лежитъ     знаніе
                   Восхваляемому         въ   первомъ      д йствіи    Протагоромъ       изображе-
                                                            ѣ
              ние  а инскаго      воспитанія,     основывающагося          только   на   привычкѣ
                     ѳ
             и  преданш,      противопоставляется         во   второмъ     д йствіи    изображеніе
                                                                            ѣ
             того     сознательна™         стремленія       къ   добродѣтели,       которое,    при

             вся комъ     поступк*      старается      съ   точностью       взв шивать        возни-
                                                                                ѣ
             кающее      изъ    него   въ   настоящій       момента      чувство      удовольствія
             съ   удовольствіемъ,       слѣдующимъ       за оступкомъ-стремленія,                ко-
                                                             п
             торое    хотя    пе есть    еще    добродѣтель      въ   строгомъ     смысл*      этого

             слова,   но   уже    .исходитъ      изъ   такого     принципа,      который       былъ
            чуждъ     добродѣтели       привычной,       традиціонной,       вовсе    не   сознаю-

            ш а ч е Р а З У М Н Ы Х Ъ  П Р И Ч И Н Ъ }  п о ч е м у  д о л ж н о  поступать  такъ,  а не


                  Вообще      главная      ц ль     всего    этого     Платонова        разговора
                                             ѣ
            состояла     въ  томъ,     чтобы    показать     единство      добродѣтели       и  вы-
            текающую        изъ   него   ея   познаваемость,        изучимость.

                 Дабы     развить     понятіе,    сущность       добродѣтели       съ   его   раз-
            лнчныхъ      сторонъ     и  показать,      что    основа      этого   понятія      есть

           знанщ,     или,    выражаясь       коротко,     что    добродѣтель       есть   знаніе;
           даоы    поставить      это   положеніе       въ   его   чистот ,      защитить      его                                                                                                              £
                                                                            ѣ
   476   477   478   479   480   481   482