Page 462 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 462
въ силу такого своего сродства съ божеством®, единственно многимъ (епеціалистамъ); если же они сов щаются о томъ, чтЬ
ѣ
только человѣ къ вѣрилъ въ боговъ, воздвигал® имъ алтари и относится до гражданской добродѣтели, которая непремѣыио
дѣлалъ изображенія боговъ (изваянія); дал е, искусство чело- должна основываться на праведности и благоразуміи, то они
ѣ
в ческое изобрѣло язык®, р чь, слова; единственно человѣ къ дозволяютъ всякому давать сов ты, потому что всякій дол-
ѣ
ѣ
выдумал® дома, одежду й обувь, постель, а также обратил® женъ быть причастными» по себѣ ѣ этой добродѣтели,
крайней
м рѣ
ѣ
свое вниманіе на питательныя нроизведенія земли" такъ какъ иначе не могутъ существовать государства.—Но
„Снабженные вс мъ этимъ, люди жили сперва разс янно- чтобы ты, Сократъ, не считалъ заблужденьемъ того, что всякій
ѣ
ѣ
городов® (слѣдовательно и государствъ) у них® не было Они причастенъ праведности и прочимъ качествами» добраго гражда-
были истребляемы звѣрями, потому что были слабѣе звѣ ^ей нина,—на это можно представить еще и другія доказа-
во вс хъ отношеніяхъ; ихъ техническія искусства хотя и тельства. Если кто, иаприм рт, не умѣя играть на флейтѣ, счи-
ѣ
ѣ
были достаточны имъ для поддержания жизни, но оказались таете себя хорошимъ флейщикомъ, то надъ нимъ насм хаются,
недостаточными для борьбы съ звѣрями, потоку что люди н е и близкіе приходятъ къ нему и стараются уб ждать ѣ его въ
ѣ
знали еще четвертаго искусства-политики, въ состав® которой противномъ. Если же, напротивъ, хотя и знаютъ о комъ, что
входит® и война (военное искусство). Это побудило людей онъ неправеденъ, и онъ станете говорить другимъ, что
о еебѣ
соединиться вм стѣ и защитить себя основаніем® городов онъ дѣйствительио неііраведепъ, то его сочтутъ за сумасшед-
ѣ
= Т В І Н ° К 0 Г Д а ° Н И С о е д и ™ , то, за недостатком® ш а я , потому что кто не имѣетъ притязанія на праведность,
политики, они приносили друг® другу много вреда, почему тотъ сумасшедшій, такъ какъ всякій долженъ быть причастенъ
снова разсѣялись и снова погибали отъ звѣрей Тогді праведности какимъ бы то ни было образомъ (въ какомъ бы
Зевсъ въ своей заботѣ о родѣ человѣческомъ, чтоб® ' онъ не то ни было отношеніи), ИЛИ же онъ не долженъ жить среди
былъ истреблен® окончательно, послал® Гермеса (Мерк нія) людей (въ обіценіи съ ними).—Зат мъ я докажу тебѣ , Сократъ,
ѵ
ѣ
что люди не думаютъ, чтобы (гражданская) добродѣтель была
Г т Г п о п я Ѵ Ю Д е Й С Т Ы Д Ъ И П р а В Д У ' П ~ ^ ™ *
прирождена человѣку или возникала въ немъ сама собою, а,
быть порядокъ въ государствах® и связывающк людей узы напротивъ, думаютъ, что добродѣтели можно выучиться; а кто
Дружбы. Гермес® спросил® при этомъ Зевса: как® снібдить выучивается ей, тотъ пріобрѣтаетъ ее своими старапіями. Такъ
люден стыдом® и праведностью: раснред лить ли ихъ къ за недостатки, которые кто-либо имѣетъ отъ природы или слу-
ѣ
распредѣ лены между людьми искусства-а искусства р а с с т е - чайно, никто на него не сердится, никто его не поучаете и
лены такъ: одного, нанрим ръ обладающаго врачебиьГъ искус- не наказываете, чтобы онъ устраните эти недостатки. Напро-
ѣ
с в ѣ Г ф ь , Г Ч Н ° г Д Л Я 7 ° Г И Х Ъ ' этомъ и кТ -
Д
ств ? „Нѣ тъ , отв чалъ Зевсъ: „всѣ люди должны быть при- тивъ, если кто не имѣетъ хорошихъ качествъ, о которыхъ
ѣ
ѣ
люди думаютъ, что они пріобрѣтаются стараніемъ, упражне-
востиТ Г ' ' И П р а В е Д Н ° С Т И ( В Ъ с м ы с л ѣ и справедли-
ѣ
вости), потому что государства не могли бы возникать и со- ніемъ, ученіемъ, a им етъ противные имъ недостатки, то на
храняться, еслибы имъ были причастны только немногіе Дай него сердятся, его наставляютъ, его наказываютъ. Одинъ изъ
людямъ отъ моего имени такой законъ: кто не может® быто этихъ недостатковъ есть неправедность, нечестіе и вообще все,
несоединимое съ добродѣтелыо хорошаго гражданина. Потому
к " ѵ М г о с С Т Щ У Т 0 Г ° что если ты, Сократъ, разсудишь, какое значеніе имѣетъ
какъ язву государства . ' наказаніе неправедно поступающая, то убѣдишься тѣмъ са-
, э т о й " т о п Р и ч и н ѣ и думаютъ аѳ иняне, какъ и другіе мымъ, что люди по крайней ув рены, что наказа-
ѣ
мѣрѣ
Z Z ^ l u e C M Д Ѣ Л ° Щ е Т Ъ ' Н а п р И м Ѣ р ъ ' о б ъ относящемся до ніемъ они порождаюсь (въ человѣкѣ) добродѣтель. Вѣ дь никто
архитектуры или до другого какого (техническая) искус-
ства, то принимать участіе въ сов щаніи прилично только не- не наказываете неправедно поступающая, ища, какъ звѣ рь,
ѣ