Page 461 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 461

въ   силу   такого    своего    сродства      съ   божеством®,        единственно                    многимъ     (епеціалистамъ);       если   же   они   сов щаются       о  томъ,   чтЬ
                                                                                                                                                                                     ѣ
                       только    челов къ     вѣрилъ     въ   боговъ,     воздвигал®      имъ алтари      и                 относится     до   гражданской        добродѣтели,       которая      непремѣыио
                                        ѣ
                       дѣлалъ    изображенія       боговъ    (изваянія);     дал е,    искусство     чело-                  должна     основываться       на   праведности        и  благоразуміи,      то они
                                                                                  ѣ
                       вѣ ческое    изобрѣло     язык®,    р чь,    слова;    единственно       челов къ                    дозволяютъ      всякому     давать           сов ты,   потому    что   всякій   дол-
                                                             ѣ
                                                                                                       ѣ
                      выдумал®       дома,     одежду     й  обувь,    постель,    а  также     обратил®                    женъ    быть    причастными»       по себѣ       ѣ           этой    добродѣтели,
                                                                                                                                                                   крайней
                                                                                                                                                                                  ѣ
                                                                                                                                                                                м рѣ
                      свое   вниманіе      на  питательныя       нроизведенія       земли"                                  такъ    какъ   иначе     не    могутъ     существовать        государства.—Но
                            „Снабженные        всѣ мъ    этимъ,    люди    жили    сперва     разс янно-                    чтобы    ты,   Сократъ,      не  считалъ    заблужденьемъ       того,  что   всякій
                                                                                                   ѣ
                      городов®     (слѣдовательно       и  государствъ)      у  них®     не  было    Они                    причастенъ     праведности       и  прочимъ     качествами»     добраго    гражда-
                      были    истребляемы       звѣрями,      потому    что    были     слабѣе     зв ^ей                   нина,—на        это    можно      представить       еще     и    другія     доказа-
                                                                                                     ѣ
                      во   вс хъ     отношеніяхъ;        ихъ     техническія      искусства      хотя    и                  тельства.    Если    кто,  иаприм рт,      не   умѣя   играть    на  флейтѣ,    счи-
                              ѣ
                                                                                                                                                                 ѣ
                      были   достаточны       имъ для      поддержания       жизни,      но    оказались                    таете   себя  хорошимъ       флейщикомъ,        то  надъ    нимъ    насм хаются,
                     недостаточными         для   борьбы     съ  звѣрями,      потоку     что  люди    н е                  и  близкіе    приходятъ       къ  нему     и   стараются       уб ждать   ѣ  его  въ
                                                                                                                                                                                              ѣ
                     знали    еще   четвертаго     искусства-политики,           въ  состав®     которой                    противномъ.       Если    же,   напротивъ,      хотя   и   знаютъ     о  комъ, что
                     входит®      и   война     (военное    искусство).      Это    побудило       людей                    онъ   неправеденъ,       и  онъ    станете    говорить               другимъ, что
                                                                                                                                                                                       о еебѣ
                     соединиться       вм стѣ      и   защитить      себя    основаніем®       городов                      онъ   дѣйствительио        неііраведепъ,     то   его   сочтутъ    за   сумасшед-
                                          ѣ
                      =   Т  В   І   Н  °     К 0 Г Д а  ° Н И  С о е д и  ™ ,  то, за   недостатком®                       ш а я ,  потому     что кто     не  имѣетъ      притязанія      на   праведность,
                     политики,      они   приносили       друг®     другу    много    вреда,     почему                     тотъ   сумасшедшій,        такъ   какъ    всякій   долженъ     быть    причастенъ
                     снова     разсѣялись       и    снова      погибали      отъ     звѣрей       Тогді                    праведности      какимъ      бы   то  ни   было    образомъ      (въ   какомъ    бы
                    Зевсъ    въ   своей    заботѣ    о  родѣ    человѣческомъ,        чтоб®    '  онъ  не                   то  ни   было    отношеніи),      ИЛИ же      онъ   не   долженъ      жить    среди
                    былъ    истреблен®       окончательно,        послал®     Гермеса       (Мерк нія)                      людей    (въ  обіценіи     съ  ними).—Зат мъ         я докажу     тебѣ ,  Сократъ,
                                                                                                   ѵ
                                                                                                                                                                           ѣ
                                                                                                                            что   люди    не   думаютъ,     чтобы     (гражданская)       добродѣтель      была
                    Г т Г п о п я Ѵ  Ю Д е Й   С Т Ы Д Ъ  И  П р а В Д У '  П    ~          ^     ™   *
                                                                                                                            прирождена       человѣку       или возникала       въ   немъ    сама   собою,    а,
                    быть     порядокъ     въ   государствах®        и   связывающк         людей    узы                     напротивъ,     думаютъ,      что   добродѣтели      можно     выучиться;      а кто

                    Дружбы.      Гермес®      спросил®      при этомъ      Зевса:     как®    снібдить                      выучивается       ей,  тотъ   пріобрѣтаетъ       ее своими    старапіями.      Такъ
                    люден     стыдом®      и    праведностью:       раснред лить       ли   ихъ      къ                     за  недостатки,      которые     кто-либо     имѣетъ     отъ природы      или   слу-
                                                                              ѣ
                    распред лены      между    людьми      искусства-а        искусства      р а с с т е -                  чайно,    никто    на   него   не   сердится,      никто    его   не  поучаете     и
                              ѣ
                   лены    такъ:    одного,    нанрим ръ      обладающаго       врачебиьГъ       искус-                     не   наказываете,       чтобы    онъ   устраните      эти   недостатки.     Напро-
                                                        ѣ
                   с  в ѣ Г ф ь , Г   Ч Н  ° г  Д Л Я  7 °  Г И Х Ъ  '                  этомъ   и  кТ -
                              Д
                   ств ?    „Н тъ     ,  отв чалъ     Зевсъ:    „всѣ   люди    должны      быть при-                        тивъ,    если    кто   не   имѣетъ     хорошихъ       качествъ,      о   которыхъ
                       ѣ
                                ѣ
                                            ѣ
                                                                                                                            люди    думаютъ,      что они     пріобрѣтаются        стараніемъ,       упражне-
                   востиТ     Г ' '   И  П р а В е Д Н °  С Т И  ( В Ъ  с м ы с л ѣ   и  справедли-
                                                                                                                                                           ѣ
                   вости),    потому    что    государства      не   могли    бы   возникать     и  со-                     ніемъ,    ученіемъ,     a  им етъ     противные      имъ    недостатки,      то  на
                   храняться,     еслибы     имъ    были   причастны       только    немногіе     Дай                       него    сердятся,    его   наставляютъ,       его  наказываютъ.        Одинъ    изъ
                  людямъ      отъ   моего    имени     такой     законъ:    кто   не   может®     быто                      этихъ    недостатковъ       есть  неправедность,       нечестіе    и вообще    все,
                                                                                                                            несоединимое       съ   добродѣтелыо        хорошаго      гражданина.       Потому
                  к " ѵ   М  г о с  С Т Щ У                           Т 0 Г °                                               что    если    ты,    Сократъ,      разсудишь,       какое    значеніе      имѣетъ
                  какъ    язву   государства      .                                                    '                    наказаніе     неправедно       поступающая,         то  убѣдишься       тѣмъ     са-
                  ,           э т о й "  т о  п Р  и ч и н ѣ  и  думаютъ  а иняне,  какъ    и  другіе                       мымъ,      что   люди     по    крайней               увѣ рены,      что    наказа-
                                                                        ѳ
                                                                                                                                                                         мѣрѣ
                  Z Z ^ l u          e C M  Д Ѣ  Л °  Щ е Т Ъ '  Н а п р И м Ѣ  р ъ '  о б ъ  относящемся  до               ніемъ    они   порождаюсь        (въ   человѣкѣ)    добродѣтель.      В дь    никто
                  архитектуры        или    до   другого      какого     (техническая)         искус-                                                                                              ѣ
                  ства,   то  принимать       участіе   въ   сов щаніи     прилично     только    не-                       не   наказываете       неправедно       поступающая,          ища,    какъ    зв рь,
                                                                                                                                                                                                            ѣ
                                                                 ѣ
   456   457   458   459   460   461   462   463   464   465   466