Page 17 - 000199_000009_003770980
P. 17
— 11 —
предупреждать вмѣстѣ съ тѣмъ излишнее утомленіе пу-
темъ соотвѣтственной смѣны впечатлѣній и обезпечивать
правильное чередованіе сна п бодрствованія.
Само собою разумѣется, что воспитаніе должно по
возможности избавлять ребенка отъ проявленія угнетаю-
щихъ аффектовъ; оно доллшо развивать способность со-
средоточенія или вниманія и вмѣстѣ съ тѣмъ оно должно
развивать и укрѣплять такъ называемjao волю или вы-
держку ребенка; згггѣііъ, умѣлымъ нодборомъ пгрушекъ
и организаціей игръ и занятій воспитаніе должно разви-
вать въ ребенкѣ способность къ анализу и синтезу, спо-
собность къ самодѣятельности и находчивости и вмѣстѣ
съ тѣмъ доллшо поддерживать и развивать соотвѣтствен-
ными сцдсрбам^интересъ ко всему прекрасному, къ безус-
ловной піквдѣ и-^ъ добру.
Врядъ ли нужно говорить, что воспитаніе должно вес-
тись въ теченіе всего періода развитія личности вплоть
до ея окончательнаго сложеиія, сообразуясь съ индивиду-
альными особенностями человѣка, устраняя или смягчая
по возмолшости всѣ отрицательныя проявленія и укрѣп-
ляя и развивая все то, что можетъ относиться къ луч-
шимъ сторонамъ будущей личности.
Къ сожалѣнію, въ нашихъ семьяхъ дѣло обстоитъ та-
кимъ образомъ, что еще не сознапа въ достаточной мѣрѣ
необходимость воспитывать со дня рожденія, а потому
многіе родители обыкновенно всецѣло нредоставляютъ
ребенка въ младенческомъ возрастѣ сначала кормилнцамъ
и нянькамъ, а затѣмъ боннамъ, не подозрѣвая, что предо-
ставить ребенка на воспитапіе въ столь нев'Ькественпыя ,
руки въ большинствѣ случаовъ зпачитъ совершенно на-
рушить правильное пріобрѣтеніе имъ паилучшаго досто-
янія человѣческой личности, заключающагося въ нравст-
венныхъ ея качествахъ.
') Подробности см. въ .моей работѣ „Вопросы востітанія въ
возрастѣ перваго дѣтства въ связи съ постановкой его въ Иедоло-
гическомъ ипститутѣ" „Образопаніе", февраль, 1909.