Page 17 - 000199_000009_003770980
P. 17

—   11  —

         предупреждать  вмѣстѣ  съ  тѣмъ  излишнее  утомленіе   пу-
        темъ  соотвѣтственной  смѣны   впечатлѣній  и  обезпечивать
         правильное  чередованіе  сна  п  бодрствованія.
           Само  собою   разумѣется,  что  воспитаніе  должно   по
        возможности   избавлять  ребенка  отъ  проявленія  угнетаю-
        щихъ   аффектовъ;  оно  доллшо  развивать  способность  со-
        средоточенія  или  вниманія  и  вмѣстѣ  съ  тѣмъ  оно  должно
        развивать  и  укрѣплять  такъ  называемjao  волю  или  вы-
        держку   ребенка;  згггѣііъ,  умѣлымъ  нодборомъ  пгрушекъ
        и  организаціей  игръ  и  занятій  воспитаніе  должно  разви-
        вать  въ  ребенкѣ  способность  къ  анализу  и  синтезу,  спо-
        собность  къ  самодѣятельности  и  находчивости  и  вмѣстѣ
        съ  тѣмъ  доллшо  поддерживать  и  развивать  соотвѣтствен-
        ными  сцдсрбам^интересъ   ко  всему  прекрасному,  къ  безус-
        ловной  піквдѣ  и-^ъ  добру.
           Врядъ  ли  нужно  говорить,  что  воспитаніе  должно  вес-
        тись  въ  теченіе  всего  періода  развитія  личности  вплоть
        до  ея  окончательнаго  сложеиія,  сообразуясь  съ  индивиду-
        альными   особенностями  человѣка,  устраняя  или  смягчая
        по  возмолшости  всѣ  отрицательныя  проявленія  и  укрѣп-
        ляя  и  развивая  все  то,  что  можетъ  относиться  къ  луч-
        шимъ   сторонамъ  будущей   личности.
           Къ  сожалѣнію,  въ  нашихъ  семьяхъ  дѣло  обстоитъ  та-
        кимъ  образомъ,  что  еще  не  сознапа  въ  достаточной  мѣрѣ
        необходимость   воспитывать  со  дня  рожденія,  а  потому
        многіе  родители   обыкновенно   всецѣло   нредоставляютъ
        ребенка  въ  младенческомъ  возрастѣ  сначала  кормилнцамъ
        и  нянькамъ,  а  затѣмъ  боннамъ,  не  подозрѣвая,  что  предо-
        ставить  ребенка  на  воспитапіе  въ  столь  нев'Ькественпыя  ,
        руки  въ  большинствѣ  случаовъ  зпачитъ   совершенно  на-
        рушить   правильное  пріобрѣтеніе  имъ  паилучшаго  досто-
        янія  человѣческой  личности,  заключающагося   въ  нравст-
        венныхъ   ея  качествахъ.

           ')  Подробности  см.  въ  .моей  работѣ  „Вопросы  востітанія  въ
        возрастѣ  перваго  дѣтства  въ  связи  съ  постановкой  его  въ  Иедоло-
        гическомъ  ипститутѣ"  „Образопаніе",  февраль,  1909.
   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22