Page 13 - 000199_000009_003770980
P. 13
— 7 —
совокупность анатомо-физіолошческпхъ условій, которая
извѣстна подъ общимъ названіемъ организаціи, не имѣліі
крайне важнаго и существеішаго значенія по отношенію
къ развитію нервно-психической сферы человѣка, но можно
ли вслѣдствіе этого умалять значеніе воспитанія въ сло-
женіи человѣческой личности.
Если ліивотныя путемъ такъ называемой дрессировки
могутъ быть пріучены къ человѣческому обиходу и мо-
гутъ поражать насъ результатами своего воспитанія, ко-
торые часто направляются въ умѣлыхъ рукахъ вопреки
дауке природному ихъ влеченію, то можно ли сомнѣваться
въ томъ, что человѣкъ съ его богатыми отъ природы за-
датками долженъ служить особенно благопріятнымъ объ-
ектомъ воспитанія.
Привычка—«вторая натура» человѣка, и воспитаніе, і
которое состоитъ въ пріобрѣтеніи навыковъ, именно и і
даетъ памъ эту вторую натуру, безъ которой человѣкъ (
при всей своей образованности можетъ оказаться въ •.
лучпіемъ случаѣ безплоднымъ существомъ и обществен-
Еымъ «пустоцвѣтомъ», въ худшемъ же случаѣ окажется
эгоистичнымъ ,существомъ, представляющимъ собою не
лишпяго только, но и вреднаго, а иногда даже и опас-
наго члена общества.
Во всякомъ случаѣ многіе авторы, увлекаясь вопро-
сами наслѣдственности, повидимому слишкомъ преувели-
чили значеніе природныхъ условій въ сложеніи буду-
щей личности. Природа даетъ намъ извѣстное орудіе,
состоящее изъ опредѣленнаго матеріала, при чемъ
дальнѣйгаее использованіе этого орудія завмсптъ почти
исключительно отъ того, какъ будетъ оно отдѣлано и от-
нілифовано и будетъ лл развита способность умѣло
владѣть этимъ орудіемъ въ различныхъ условіяхъ жизни.
Если образовапіе направлено къ умноженію человѣче-
скихъ познаній и, слѣдовательно, къ увелпченію его эру-
діщіи, то воспитаніе развиваетъ умъ человѣка, пріучая ^
его къ синтезу и анализу, оно служитъ къ облагоралси-