Page 13 - 000199_000009_003770980
P. 13

—  7  —

         совокупность   анатомо-физіолошческпхъ    условій,  которая
         извѣстна  подъ  общимъ   названіемъ  организаціи,  не  имѣліі
         крайне  важнаго  и  существеішаго  значенія  по  отношенію
         къ  развитію  нервно-психической  сферы  человѣка,  но  можно
         ли  вслѣдствіе  этого  умалять  значеніе  воспитанія  въ  сло-
         женіи  человѣческой  личности.
            Если  ліивотныя  путемъ  такъ  называемой  дрессировки
         могутъ  быть  пріучены  къ  человѣческому  обиходу  и  мо-
         гутъ  поражать  насъ  результатами  своего  воспитанія,  ко-
         торые  часто  направляются   въ  умѣлыхъ  рукахъ   вопреки
         дауке  природному  ихъ  влеченію,  то  можно ли  сомнѣваться
         въ  томъ,  что  человѣкъ  съ  его  богатыми  отъ  природы  за-
         датками  долженъ  служить   особенно  благопріятнымъ  объ-
         ектомъ  воспитанія.
            Привычка—«вторая     натура»   человѣка,  и  воспитаніе,    і
         которое  состоитъ  въ  пріобрѣтеніи  навыковъ,  именно   и  і
         даетъ  памъ  эту  вторую  натуру,  безъ  которой  человѣкъ  (
         при   всей  своей  образованности   можетъ   оказаться  въ   •.
         лучпіемъ  случаѣ  безплоднымъ  существомъ   и  обществен-
         Еымъ   «пустоцвѣтомъ»,  въ  худшемъ  же  случаѣ   окажется
         эгоистичнымъ   ,существомъ,  представляющимъ    собою   не
         лишпяго   только,  но  и  вреднаго,  а  иногда  даже  и  опас-
         наго  члена  общества.
            Во  всякомъ  случаѣ  многіе  авторы,  увлекаясь  вопро-
         сами  наслѣдственности,  повидимому   слишкомъ   преувели-
         чили   значеніе  природныхъ   условій  въ  сложеніи  буду-
         щей   личности.  Природа  даетъ  намъ   извѣстное  орудіе,
         состоящее    изъ  опредѣленнаго    матеріала,   при   чемъ
         дальнѣйгаее  использованіе  этого  орудія  завмсптъ  почти
         исключительно   отъ  того,  какъ  будетъ  оно  отдѣлано  и  от-
         нілифовано   и  будетъ  лл   развита  способность   умѣло
         владѣть  этимъ  орудіемъ  въ  различныхъ  условіяхъ  жизни.
            Если  образовапіе  направлено  къ  умноженію  человѣче-
         скихъ  познаній  и,  слѣдовательно,  къ увелпченію  его  эру-
         діщіи,  то  воспитаніе  развиваетъ  умъ  человѣка,  пріучая  ^
         его  къ  синтезу  и  анализу,  оно  служитъ  къ  облагоралси-
   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18