Page 11 - 000199_000009_003770980
P. 11
нпзаціи состонтъ изъ болѣе сложныхъ проявленій нервно-
психической дѣятельности какъ лпчнаго, такъ и обще-
ственнаго характера.
Не трудно видѣть отсюда, что человѣкъ, какъ соціаль-
ная единица, является продуктомъ воспитанія, а не
является резулыатомъ прирожденныхъ или наслѣдствен-
ныхъ условій.
Тѣ случаи, когда человѣкъ былъ отъ первыхъ дней
своего существованія оставленъ безъ всякаго воспитавія,
какъ было съ извѣстнымъ Гансомъ Гаснаромъ, ноказы-
ваютъ, что сама природа не обезпечиваетъ человѣку ни
дара слова, ни дал;е правильной способности передви-
гаться, оставляя его въ буквальномъ смыслѣ слова суще-
ствомъ безпомощнымъ въ условіяхъ окружающей его
дѣйствительности.
Такіе примѣры наглядно показываютъ, что собственно
значитъ въ лшзни человѣка воспитаніе. Они говорятъ
намъ, чтосчеловѣческая лнчнрсть есть продуктъ восиита-
нія, такъ какъ безъ воспитанія человѣкъ остается на сте-
пени :калкаго ліивотнаго, не могущаго себѣ даже обезпе-
чпть собственной жизни. ,
Современная наука даетъ намъ и другое наглядное до-
казательство, какое значеніе въ жизни человѣка могутъ
играть пріобрѣтенные путемъ воспитанія навыки. Это до-
казательство мы пмѣемъ въ нскусственномъ развитіи и
воспитаніи путеиъ упражненія особьтхъ двигательныхъ
реакцій. Достаточно человѣку, какъ это производится въ
пашей лабораторіи, нѣсколько разъ сочетать данное внѣш-
пее впечатлѣніе, хотя бы, напримѣръ, свѣтовое, цвѣтное
или звуковое, съ опредѣленнымъ раздрансеніемъ, вызываю-
щпмъ обыкновенный рефлексъ, напримѣръ, хотя бы ре-
флоксъ отдергиванія ноги, получающіпся отъ всякаго
рѣзкаго кол{наго раздраженія, чтобы затѣмъ этотъ же
самый рефлексъ отдергиванія ноги возникалъ yate отъ
простого свѣтового, цвѣтпого или звукового впечатлѣнія.
Получается такимъ образомъ внолнѣ повый воспитан-