Page 11 - 000199_000009_003770980
P. 11

нпзаціи  состонтъ  изъ  болѣе  сложныхъ  проявленій  нервно-
          психической   дѣятельности  какъ  лпчнаго,  такъ  и  обще-
          ственнаго  характера.
             Не  трудно  видѣть  отсюда,  что  человѣкъ,  какъ  соціаль-
          ная   единица,   является  продуктомъ   воспитанія,  а  не
          является  резулыатомъ   прирожденныхъ    или  наслѣдствен-
          ныхъ   условій.
             Тѣ  случаи,  когда  человѣкъ  былъ  отъ  первыхъ   дней
          своего  существованія  оставленъ  безъ  всякаго  воспитавія,
          какъ  было  съ  извѣстнымъ  Гансомъ   Гаснаромъ,   ноказы-
          ваютъ,  что  сама  природа  не  обезпечиваетъ  человѣку  ни
          дара  слова,  ни  дал;е  правильной  способности  передви-
          гаться,  оставляя  его  въ  буквальномъ  смыслѣ слова  суще-
          ствомъ  безпомощнымъ     въ  условіяхъ  окружающей     его
          дѣйствительности.
            Такіе  примѣры   наглядно  показываютъ,  что  собственно
          значитъ  въ  лшзни   человѣка  воспитаніе.  Они   говорятъ
          намъ,  чтосчеловѣческая  лнчнрсть  есть  продуктъ  восиита-
          нія,  такъ  какъ  безъ  воспитанія  человѣкъ  остается  на  сте-
          пени  :калкаго  ліивотнаго,  не  могущаго  себѣ даже  обезпе-
          чпть  собственной  жизни.  ,
             Современная  наука  даетъ  намъ  и  другое  наглядное  до-
          казательство,  какое  значеніе  въ  жизни  человѣка  могутъ
          играть  пріобрѣтенные  путемъ  воспитанія  навыки.  Это  до-
          казательство  мы  пмѣемъ  въ  нскусственномъ   развитіи  и
          воспитаніи  путеиъ   упражненія   особьтхъ  двигательныхъ
          реакцій.  Достаточно  человѣку,  какъ  это  производится  въ
          пашей  лабораторіи,  нѣсколько  разъ  сочетать данное  внѣш-
          пее  впечатлѣніе,  хотя  бы,  напримѣръ,  свѣтовое,  цвѣтное
          или  звуковое,  съ  опредѣленнымъ  раздрансеніемъ,  вызываю-
          щпмъ   обыкновенный   рефлексъ,  напримѣръ,  хотя  бы  ре-
          флоксъ   отдергиванія  ноги,  получающіпся    отъ  всякаго
          рѣзкаго  кол{наго  раздраженія,  чтобы  затѣмъ   этотъ  же
          самый  рефлексъ   отдергиванія  ноги  возникалъ  yate  отъ
          простого  свѣтового,  цвѣтпого  или  звукового  впечатлѣнія.
            Получается   такимъ  образомъ  внолнѣ  повый   воспитан-
   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16