Page 12 - 000199_000009_003770980
P. 12

—  6  —

          иый  рефлексъ,  который  по  его  природѣ  мы   называемъ
          сочетательнымъ  двигательнымъ   рефлексомъ.
            На   первыхъ    порахъ   этотъ   образованный    путемъ
          воспитанія  рефлексъ    не  отличается  особенною   проч-
          ностью,  но  при  многократномъ  его  ожпвленіи  постепенно
          вырабатывается  все  болѣе  и  болѣе  прочный  сочетатель-
          ный  рефлексъ,  который  путеыъ  дальнѣйшаго   упражненія
          можетъ  быть  закрѣпленъ  окончательно.
            Съ  другой  стороны,  и  въ  сферѣ  личныхъ   движеній,
          какъ  показываютъ  другіе  производившіеся  у  насъ  опыты,
          молсетъ  быть  доказана  экспериментальнымъ  путемъ   воз-
          можность  пскусственнаго  образованія  путемъ  упражненія
          новыхъ   сочетательныхъ   двигательныхъ    реакцій.  Такъ,
          если  человѣкъ  условился  производить  извѣстное  отвѣтное
          двилсеніе  рукою  на  опредѣленное  внѣшнее  раздралсеніе,
          то  достаточно  нѣсколько  разъ  это  внѣшнѳе  раздралсеніе
          повторить  одновременно  съ  другимъ,  чтобы  отвѣтная  дви-
          гательная  реакція  стала  происходить  и  на  это  новое  при-
          входящее  раздраженіе,  если  даліе  оно  дается  одно,  безъ
          основного  раздраніенія.
            Врядъ  ли  нужно  говорить,  что  и  въ  сферѣ  рѣчевого
          аппарата  мы  встрѣчаемся  съ  аналогичными  явленіями.
            Какъ  легко  видѣть,  точный  научный  экспериментъ  въ
          настоящее  время  наглядно  показываетъ  значеніе  въ  нервно-
          психической  дѣятельности  навыковъ,  изъ  которыхъ,  какъ
          мы  говорили,  собственно  и  состоитъ  воспитаиіе.
            Лри  этомъ  всѣ  даппыя  опытовъ  говорятъ,  что  воспи-
         таніе  новыхъ  рефлексовъ  и  новыхъ  реакцій  вообще  мо-
          жетъ  быть  достигнуто  въ  весьма  широкихъ   размѣрахъ,
          что  вполнѣ  согласуется  съ  ранѣе  высказаннымъ  пололсе-
          ніемъ,  что^личность  человѣка  создается  путемъ  воспита-
          нія,  а  не  дана  отъ  природы.
       ^    Не  подлелситъ,  конечно,  сомнѣпііо,  что  паслѣдственная
       л  природа  организма  имѣетъ  огромное  значеніе  по  отноше-
          пію  къ  эволюціи  человѣческой  личности,  и  нельзя  допу-
         стить,  чтобы  задатки,  получаемые  отъ  природы,  пли  та
   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17