Page 14 - 000199_000009_003770980
P. 14

—  8  —

         вапію  душевныхъ   чувствъ  и  къ  созданію  и  укрѣпленію
         его  воли.  Отсюда  понятно,  что  какъ  бы  ни  былъ  обра-
         зованъ  человѣкъ,  но  если  умъ  его  не  отличается  извѣст-
         ной  гибкостью,  если  чувства  его  остались  на  ступени
         грубаго  эгоизма,  если  онъ,  наконецъ,  окажется  лишен-
         нымъ   въ  извѣстной  мѣрѣ  и  воли,  то  все  его  образова-
         ніе  съ  точки  зрѣнія  общественной  пользы  будетъ  про-
         стымъ   балластомъ,  ничуть  не   болѣе.  Если,  съ  другой
         стороны,  человѣкъ  съ  образованіемъ  получаетъ  въ  теченіе
         своего  развитія  несоотвѣтственное  направленіе  чувствъ  и
         воли,  то  его  образованіе  можетъ  сдѣлаться  лишь  сред-
         ствомъ  пли  орудіемъ  къ  удовлетворенію  личныхъ   стра-
         стей  и  въ  этомъ  смыслѣ  послужитъ  только  къ  тому,  что-
         бы  создать  вреднаго  члена  нашего  общества.
            Отсюда  должно   быть  ясно,  что  какъ  безъ  образованія
         не  можетъ  обходиться  человѣкъ,  такъ  онъ  тѣмъ   болѣе
         не  молсетъ  и  не  долженъ  обходиться  безъ  воспитаиія.
         Если  образовапіе  даетъ  намъ  человѣка  съ  эрудиціей,  то
        'воспитаніе  создаетъ  интеллигентную   и  дѣятельную  лич-
         ность  въ  лучшемъ  смыслѣ  этого  слова.  Оно  лежитъ  въ
         значительной  мѣрѣ въ основѣ того,  что  извѣстно  подъ  назва-
         ніемъ  нравствеішаго  облика человѣка,  его характера  и воли.
            Если  темпераментъ  дается  человѣку  отъ  природы,  то
         именно   характеръ  человѣка  въ  отличіе  отъ  темперамента,
         пріобрѣтаемаго   путемъ  унаслѣдованія,  а  также  направле-
         ніе  его  чувствъ  и  развитіе  ума  являются  главнымъ  об-
         разомъ  результатомъ  его  пріобрѣтеній  путемъ  воспптанія
         въ  періодъ  сложенія  личности.
            Въ  концѣ-концовъ   весь  вопросъ  по  отпошепію  къ  раз-
          витію  будущей  личности  сводится  къ  тому,  какъ  будутъ
         использованы   природныя   условія,  будетъ  ли  имъ  дано
         путемъ  воспитанія   соотвѣтствующее   развитіе  и  напра-
          вленіе,  будутъ  ли  привиты  человѣку  обществеппыя  чув-
          ства  и  будетъ  ли  выработанъ  навыкъ  къ  систематической
          работѣ,  или  лее  праздность,  эгоизмъ  и  легкомысліе  сдѣла-
          ются  привычнымъ   явленіемъ  для  человѣка.
   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19