Page 14 - 000199_000009_003770980
P. 14
— 8 —
вапію душевныхъ чувствъ и къ созданію и укрѣпленію
его воли. Отсюда понятно, что какъ бы ни былъ обра-
зованъ человѣкъ, но если умъ его не отличается извѣст-
ной гибкостью, если чувства его остались на ступени
грубаго эгоизма, если онъ, наконецъ, окажется лишен-
нымъ въ извѣстной мѣрѣ и воли, то все его образова-
ніе съ точки зрѣнія общественной пользы будетъ про-
стымъ балластомъ, ничуть не болѣе. Если, съ другой
стороны, человѣкъ съ образованіемъ получаетъ въ теченіе
своего развитія несоотвѣтственное направленіе чувствъ и
воли, то его образованіе можетъ сдѣлаться лишь сред-
ствомъ пли орудіемъ къ удовлетворенію личныхъ стра-
стей и въ этомъ смыслѣ послужитъ только къ тому, что-
бы создать вреднаго члена нашего общества.
Отсюда должно быть ясно, что какъ безъ образованія
не можетъ обходиться человѣкъ, такъ онъ тѣмъ болѣе
не молсетъ и не долженъ обходиться безъ воспитаиія.
Если образовапіе даетъ намъ человѣка съ эрудиціей, то
'воспитаніе создаетъ интеллигентную и дѣятельную лич-
ность въ лучшемъ смыслѣ этого слова. Оно лежитъ въ
значительной мѣрѣ въ основѣ того, что извѣстно подъ назва-
ніемъ нравствеішаго облика человѣка, его характера и воли.
Если темпераментъ дается человѣку отъ природы, то
именно характеръ человѣка въ отличіе отъ темперамента,
пріобрѣтаемаго путемъ унаслѣдованія, а также направле-
ніе его чувствъ и развитіе ума являются главнымъ об-
разомъ результатомъ его пріобрѣтеній путемъ воспптанія
въ періодъ сложенія личности.
Въ концѣ-концовъ весь вопросъ по отпошепію къ раз-
витію будущей личности сводится къ тому, какъ будутъ
использованы природныя условія, будетъ ли имъ дано
путемъ воспитанія соотвѣтствующее развитіе и напра-
вленіе, будутъ ли привиты человѣку обществеппыя чув-
ства и будетъ ли выработанъ навыкъ къ систематической
работѣ, или лее праздность, эгоизмъ и легкомысліе сдѣла-
ются привычнымъ явленіемъ для человѣка.