Page 20 - 000199_000009_003770980
P. 20

—  14  —

          и  мы  пожелаемъ  ему  на  этомъ  пути  возможно  большаго
          успѣха.
            Не  лучше  обстоитъ  дѣло  съ  воспитаніемъ  въ  нашыхъ
          школахъ.  Какъ  извѣстно,  наши  иизшія  и  среднія  школы
          оставляютъ  воспитаніе  въ  болѣе  или  менѣе  иолномъ  ире-
          небуеженіи,  а  между  тѣмъ  кто  молсетъ  сомнѣваться  въ
        /  томъ,  что  наши  школы  принесли  бы  значительно  боль-
        j
       •J  ше  пользы,  если  бы  время,  которое  проводится  ребен-
          комъ  въ  школѣ,  было  потрачено  не  на  однѣ  только  об-
          разовательныя,  но  и  на  спеціально  воспитательныя  цѣли.
            Если  мы  спросимъ   себя,  что  у  насъ  дѣлалось  въ  цѣ-
          ляхъ  школьнаго  воспитанія,  то, къ  солсалѣнію,  мы  должны
          отвѣтить  на  этотъ  вопросъ  лгестомъ  недоумѣвія.  Извѣст-
          но,  что  забота  правительства  у  насъ  въ  этомъ  отношеніи
          направлялась   между  прочимъ   на  воспитаніе   женщины
          привплегированныхъ   классовъ  населеиія  и  выразилась  соз-
          даніемъ  ліенскихъ  институтовъ.  Но  объ   особенностяхъ
          воспитанія  въ  лсенскихъ  институтахъ  здѣсь  мы  не  будемъ
          говорить,  такъ  какъ  дѣло  идетъ  въ  данномъ  случаѣ  о
          школахъ,  выросшихъ  исключительно   на  ночвѣ  классовыхъ
          воззрѣпій.
            Въ   другомъ  случаѣ   объ  уснліяхъ  правительства   въ
          отношеніп  воспитанія  юношества   молено  говорить,  обра-
          ш;аясь  къ  военнымъ  школамъ  и  юнкерскимъ  училиш,амъ.
          Это  воспитапіе,  каково  бы  оно  ни  было,  имѣетъ  однако
      J   узко-военныя  цѣли  и  стремится  къ  выработкѣ  изъ  лич-
          ности  человѣка-машину,    исполнителя   велѣній  другого
          лица.
            Но  не  это,  конечно,  является  идеаломъ  воспитанія  въ
          обществепномъ   смыслѣ.
            Наконецъ,  остается  еш;е  небольшое  количество  другихъ
          школъ  съ  интернатами  или  такъ  наз.  паіісіопами. Но  о нихъ
          лучше  совсѣмъ  умолчать,  чтобы  не  возбудить  краску  стыда
          за  тѣ результаты  воспитанія,  которые  получаются  въ  этнхъ
          учрелсденіяхъ.
            Что  лее  касается  школъ  общаго  типа,  какъ  наши  гпм-
   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25