Page 20 - 000199_000009_003770980
P. 20
— 14 —
и мы пожелаемъ ему на этомъ пути возможно большаго
успѣха.
Не лучше обстоитъ дѣло съ воспитаніемъ въ нашыхъ
школахъ. Какъ извѣстно, наши иизшія и среднія школы
оставляютъ воспитаніе въ болѣе или менѣе иолномъ ире-
небуеженіи, а между тѣмъ кто молсетъ сомнѣваться въ
/ томъ, что наши школы принесли бы значительно боль-
j
•J ше пользы, если бы время, которое проводится ребен-
комъ въ школѣ, было потрачено не на однѣ только об-
разовательныя, но и на спеціально воспитательныя цѣли.
Если мы спросимъ себя, что у насъ дѣлалось въ цѣ-
ляхъ школьнаго воспитанія, то, къ солсалѣнію, мы должны
отвѣтить на этотъ вопросъ лгестомъ недоумѣвія. Извѣст-
но, что забота правительства у насъ въ этомъ отношеніи
направлялась между прочимъ на воспитаніе женщины
привплегированныхъ классовъ населеиія и выразилась соз-
даніемъ ліенскихъ институтовъ. Но объ особенностяхъ
воспитанія въ лсенскихъ институтахъ здѣсь мы не будемъ
говорить, такъ какъ дѣло идетъ въ данномъ случаѣ о
школахъ, выросшихъ исключительно на ночвѣ классовыхъ
воззрѣпій.
Въ другомъ случаѣ объ уснліяхъ правительства въ
отношеніп воспитанія юношества молено говорить, обра-
ш;аясь къ военнымъ школамъ и юнкерскимъ училиш,амъ.
Это воспитапіе, каково бы оно ни было, имѣетъ однако
J узко-военныя цѣли и стремится къ выработкѣ изъ лич-
ности человѣка-машину, исполнителя велѣній другого
лица.
Но не это, конечно, является идеаломъ воспитанія въ
обществепномъ смыслѣ.
Наконецъ, остается еш;е небольшое количество другихъ
школъ съ интернатами или такъ наз. паіісіопами. Но о нихъ
лучше совсѣмъ умолчать, чтобы не возбудить краску стыда
за тѣ результаты воспитанія, которые получаются въ этнхъ
учрелсденіяхъ.
Что лее касается школъ общаго типа, какъ наши гпм-