Page 25 - 000199_000009_003770980
P. 25

—  19  —

            «Я.  весь  взволнованный,  поцѣловалъ  мальчика  и  поду-
          малъ  про  себя:  вотъ  благодарное  дитя.  Онъ  любитъ  свою
          мать,  онъ  будетъ  честнымъ  человѣкомъ.
            «Дѣти  должны   помогать  родителямъ  въ  ихъ  трудахъ.»
            Въ  разсказахъ  же  ученики   знакомятся  о  школьныхъ
          обязанностяхъ,  о  необходимости  работать,  быть  хорошим^,
          товарищемъ,   помогать  другимъ,   исполнять   правила  и
          повиноваться  учителю,  о  любви  къ  отечеству,  о  гуман-
          ности  и  т.  п.
            Вотъ,  напр.,  разсказъ  изъ  учебника  S.  Сотраугб,  по-
         ясняющій   гуманное  отношеніе  на  полѣ  сраж^нія.
            «Около  30  лѣтъ  тому  назадъ  между  Франціей  и  Рос-
          сіей  была  ссора;  чтобы  ее  окончить,  наши  войска  отпра-
          вились  въ  Крымъ.
            «Послѣ  одного  сраженія  раненые  солдаты  остались  на
          полѣ  битвы;  не  хватало  времени,  чтобы  ихъ  подобрать  и
         унести.
            «Рядомъ  лелсащими   оказались  французъ  и  русскій.  Оба
         жестоко   страдали».
            «Они  пробовали   говорить   между  собою;  но  они  не-
         много  поняли   другъ  друга,  ибо  они  не  говорили  на  од-
         номъ  и  томъ  н;е  языкѣ.  Но  они  смогли  по крайней  мѣрѣ
         выразить  другъ  другу  друлгбу  и это смягчило  ихъ  страдапія.
            «Настала  ночь,  было  очень  холодно.  Русскій  не  могъ
         согрѣться,  ибо  его  оделіда  была  наполовину  изорвана,  на-
         половину  растеряна. Несмотря  на все  это онъзаснулъ.  Про-
          снувшись  на  утро,  онъ  былъ  удивлепъ,  замѣтивъ  плащъ
         француза   на  себѣ.  Онъ  сталъ  глазами  отыскивать  своего
         сосѣда  и  увидалъ,  что  онъ  былъ  мертвъ.
            «Тронутый   страданіями   русскаго,  французъ,  прелсдс
         чѣмъ  умереть,  сбросилъ  съ  себя  плащъ  и  покрылъ  имъ
         своего  товариш,а  по  несчастью».
            Мы  привели   эти  разсказы  для  того,  чтобы  пояснить,
         что  преподаваніе   правственныхъ   началъ,  которое  столь
         существенно   помогаетъ  воспитанію,  возможно  ул;е  въ низ-
         пшхъ   школахъ.
                                                               2*
   20   21   22   23   24   25   26   27   28   29   30