Page 25 - 000199_000009_003770980
P. 25
— 19 —
«Я. весь взволнованный, поцѣловалъ мальчика и поду-
малъ про себя: вотъ благодарное дитя. Онъ любитъ свою
мать, онъ будетъ честнымъ человѣкомъ.
«Дѣти должны помогать родителямъ въ ихъ трудахъ.»
Въ разсказахъ же ученики знакомятся о школьныхъ
обязанностяхъ, о необходимости работать, быть хорошим^,
товарищемъ, помогать другимъ, исполнять правила и
повиноваться учителю, о любви къ отечеству, о гуман-
ности и т. п.
Вотъ, напр., разсказъ изъ учебника S. Сотраугб, по-
ясняющій гуманное отношеніе на полѣ сраж^нія.
«Около 30 лѣтъ тому назадъ между Франціей и Рос-
сіей была ссора; чтобы ее окончить, наши войска отпра-
вились въ Крымъ.
«Послѣ одного сраженія раненые солдаты остались на
полѣ битвы; не хватало времени, чтобы ихъ подобрать и
унести.
«Рядомъ лелсащими оказались французъ и русскій. Оба
жестоко страдали».
«Они пробовали говорить между собою; но они не-
много поняли другъ друга, ибо они не говорили на од-
номъ и томъ н;е языкѣ. Но они смогли по крайней мѣрѣ
выразить другъ другу друлгбу и это смягчило ихъ страдапія.
«Настала ночь, было очень холодно. Русскій не могъ
согрѣться, ибо его оделіда была наполовину изорвана, на-
половину растеряна. Несмотря на все это онъзаснулъ. Про-
снувшись на утро, онъ былъ удивлепъ, замѣтивъ плащъ
француза на себѣ. Онъ сталъ глазами отыскивать своего
сосѣда и увидалъ, что онъ былъ мертвъ.
«Тронутый страданіями русскаго, французъ, прелсдс
чѣмъ умереть, сбросилъ съ себя плащъ и покрылъ имъ
своего товариш,а по несчастью».
Мы привели эти разсказы для того, чтобы пояснить,
что преподаваніе правственныхъ началъ, которое столь
существенно помогаетъ воспитанію, возможно ул;е въ низ-
пшхъ школахъ.
2*