Page 27 - 000199_000009_003770980
P. 27
— 21 —
Подобнымъ же образомъ, съ нѣкоторыми, конечно,
отступленіями, объясняемыми мѣстными условіями, ведется
преподаваніе морали и права и въ нѣкоторыхъ другихъ
странахъ Западной Европы, какъ, напримѣръ, въ Англіи
и въ Женевскомъ кантонѣ Швейцаріи.
Должно имѣть въ виду, что даже въ такъ называемыхъ
ecoles maternelles, которыя предназначены во Франціи
для возраста отъ 2-хъ до 7-ми лѣтъ, декретомъ отъ 2-го
августа 1881 года предписывается обученіе м^.али, при
чемъ указъ поясняетъ, что первоначальные принципы
морали не преподаются въ видѣ тѣхъ или другихъ на-
ставленій, а посредствомъ «дружесішхъ разговоровъ, во-
просовъ, разсказовъ, пѣсепъ, предназначеппыхъ внушить
дѣтямъ чувство долга по отношенію къ семьѣ, къ оте-
честву, къ Богу»
Путемъ аналогичныхъ вышенриведенныхъ заниматель-
ныхъ разсказовъ французская первоначальная школа
преслѣдуетъ и начатки религіозно-нравственнаго восни-
танія. Заимствуемъ въ этомъ отношеніи 2 слѣдуюіцихъ
примѣра.
Въ учебпикѣ Boniface'a, предназпачаемомъ для учепи-
ковъ младшаго возраста, идея о БогЬ преподается въ
статьѣ «Богъ» такимъ образомъ: «Если мы бросимъ взоръ
вокругъ себя, если мы остановимся на самихъ себѣ, мы
поралсаемся чудесами содѣяппаго человѣческимъ умомъ.
Но кто далъ человѣку умъ? Кто далъ ему душу, заро-
дивъ въ ней великую идею долга? Кто создалъ эту чу-
десную машину, называемую человѣческимъ тѣломъ? Кто
создалъ землю, па которой мы находимся, солнце, даю-
щее намъ свѣтъ и насъ согрѣвающее, и эти тысячи звѣздъ,
которыя съ такимъ блескомъ украшаютъ небесную твердь?
Кто создалъ такъ, что день слѣдуетъ за ночью и что
времена года чередуются? Всему этому мы обязаны не
') NouveauCodeСІОriiistructioii primaire parPichard. 1883, стр.454,
ЦИТ. no 11. Каменскому, loco cit., стр. 46.