Page 32 - 000199_000009_003770980
P. 32

—  32  —

          ція  сдѣлала  его  близкимъ  къ  осуществлеыію,  и  въ  этомъ,
          безъ  сомнѣнія,  залогъ  ея  духовнаго  величія,  которымъ
          всегда  отличалась  Франція,  особенно  въ  періодъ,  когда
          ся  народный  геній  освобождался  охъ  нутъ  деснотическаго
          правленія.
             Мы  считаемъ  особенно  важнымъ,   чтобы  правственныя
          начала  прививались  ребенку  съ  самаго  ранняго  возраста,
          «ще  съ  пеленокъ,  съ  колыбели,  ибо  болѣе  раннія  прі-
           обрѣтенія  всегда  оказываются  и  болѣе  прочными.  Оста-
          вленіе  лее  ребенка  въ  теченіе  первыхъ  лѣтъ  его  жизни
          игрѣ  случая,  а  еще  хуже—дурному   вліянію  необразован-
          ныхъ  нянь,—это   значить  обрекать  ребенка  на  укрѣпленіе
          быть  можетъ  самыхъ   нежелательпыхъ   свойствъ  его  лич-
          ности.  ОРебенокъ—существо    по  преимуществу   чувствен-
       у  ное  и  его  чувства  слѣдуетъ  развивать  и  направлять  со-
          отвѣтственнымъ   образомъ   съ  первыхъ  дней  жизни  ічело-
           вѣка.  При  этомъ,  конечно,  должно  имѣть  въ   виду  не
          сухія  наставленія,  которыми  у  насъ  обычно  обременяютъ
          ребенка,  возбуждая  въ  немъ  лишь  чувство  скуки  и  отвра-
          щенія,  а  пользоваться  лсивымъ  примѣромъ,  обстановкой,
          рисунками,  играми,  разсказами  и  бѳзпредѣльно  ласковымъ
      д,  отношеніемъ   къ  ребенку  лицъ,  которыя  руководятъ  воспи-
         \таніемъ.
             При  правильномъ   веденіи  воспитанія  не  только  не  мо-
          лгетъ  быть  рѣчи  о  какихъ-либо  наказаніяхъ,  но  даже  не
          долліно  быть  какихъ-либо  строгостей,  такъ  какъ  само  вос-
      J   питаніе  должно  возбуждать  въ  ребенкѣ  добрыя  чувства  и,
          поддерживая   въ  ребіенкѣ  саморазвитіе,  духъ  иниціативы
          и  доставляя  ему  удовольствие,  должно  вестись  безъ  вся-
          каго  принужденія.
        »    Что  воспитаніе  должно   сообразоваться  съ  природой
           ребенка  и  съ  особенностями  его  психологическаго  склада,
          о  чемъ  еще  училъ  великій  ]Іесталоцци»(ХХ)лліпо  быть  ясно
          само  собой.                             ^
             Безъ  сомнѣиія,  и  самый  способъ  преподаванія  въ  шко-
          лахъ  долженъ  имѣть  въ  виду  развитіе  духа  самостоятель-
   27   28   29   30   31   32   33   34   35   36   37