Page 31 - 000199_000009_003770980
P. 31

—  25  —
        миръ.  Вотъ  гдѣ  настоящее  религіозное  обученіе,  дѣйстви-
        тельное,  глубокое,  плодотворное   обученіе,  которое,  къ
        счастью  для  религіи  и  человѣчества,  создаетъ  болѣе  хри-
        стіанъ,  чѣмъ  вы  губите».  Совсѣмъ  не  такого  религіознаго
        обученія  добивалось  духовенство  en  masse.  Его  прошлое
        обнаруживало    иныя   наклонности   въ  этомъ  отношееіи,
        которыя    приводили   къ  фатальнымъ   результатамъ.   По
        этому  поводу  В.  Гюго  привелъ  два  характерныхъ  обобщен-
        ныхъ   историческихъ   примѣра.  Онъ  сказалъ:  «Католиче-
        скій  клиръ  опять  проситъ  себѣ  народы  въ  ученики.  По-
        смотримъ   нашихъ  прежнихъ   учениковъ.  Что  сдѣлали  вы
        изъ  Италіи?  Что  сдѣлали  вы  изъ Испаніи?  Я  отвѣчу  вамъ:
        благодаря   вамъ  Италія,  имя  которой  никто  не  можетъ
        произносить  безъ невыразимой  сыновней  скорби,  Италія,—
        эта  мать  геніевъ-народовъ,  которая  разлила  по  міру  чу-
        деса  поэзіи  и  искусства,  Италія,  которая  научила  чело-  \j
        вѣчество  читать,—ІІталія  не  умѣетъ  читать.
           «ІІспанія,  богато  одаренная  Испанія,   воспринявшая
        отъ  Рима  первую  свою  цивилизацію,  отъ  мавровъ—свою
        вторую  цивилизацію,   отъ  Провидѣнія—цѣлый    міръ,  Аме-
        рику,—Испанія   потеряла благодаря вамъ, благодаря  вашему
        игу,  секретъ  могущества,  который  былъ  переданъ  ей  Ри-
        момъ,  геній  искусства,  внушенный  ей  арабами,  міръ,  дан-
        ный  ей  Богомъ,  и  взамѣнъ  всего,  что  вы  отняли  у  иея,
        получила   отъ  васъ итвизгщть
           Пдеалъ,  начертанный    тогда  лее  В.  Гюго  въ  области
        образованія,  гласитъ,  что  «народное  образованіе  должна
        быть  обязательнымъ,  даровымъ,  сохраняющимъ    въ  непри-
        косновенности   принципъ  свободы  обученія  и  состоящимъ
        исключительно   подъ  падзоромъ  государства,  которое  пред-
        ставляется  особымъ  совѣтомъ,  но  допускающимъ   въ  свою
        среду  епископовъ».
           Иослѣдующія    событія  надолго  лишили    возможности
        провести  этотъ  идеалъ  въ  лшзнь.  Но  современная  Фрап-

           1)  П.  Каменскій  loco  cit,  стр.  3—5.
   26   27   28   29   30   31   32   33   34   35   36