Page 33 - 000199_000009_003770980
P. 33
— 27 —
ности въ ребенкѣ, какъ это принято между прочимъ въ
нѣкоторыхъ странахъ Западной Европы.
«Присутствуя въ англійской школѣ на урокѣ меха-
ники,—говорить П. Каменскій (I. е., стр. 50),—я ду-
ыалъ, что дѣти разъясняли учителю неизвѣстнуіо ему
теорію блоковъ, а не наоборотъ. Самый урокъ длился не
болѣе Ѵ4 чз,са. Современная педагогика особенно забо-
тится, чтобы не имѣло мѣста злоупотребленіе юными си-
лами ребенка, и потому въ числѣ относящихся сюда
требованій выставляется такое: урокъ, вызывающій на-
пряжете впиманія, не долженъ длиться болѣе 15—20
минутъ. Въ этомъ отношеніи французскія власти проявили
обычную имъ предупредительность, установивъ декретомъ
отъ 1 августа 1881 г., чтобы уроки не длились долѣе
15—20 минутъ, при чемъ они должны раздѣляться пѣ-
ніемъ, гимнастическими унражненіями, всякаго рода дви-
женіями».
Помимо развитія духа самостоятельности и критическаго
отпошенія къ предмету, способъ преподаванія доллсенъ V
быть расчитанъ на то, чтобы возбуждать въ ученикѣ
интересъ къ знанію, что въ значительной мѣрѣ зависитъ
отъ формы изложепія, и чтобы самое ученіе возбуждало
въ ученикѣ лишь чувство удовольствія и развивало лю-
бовь къ предмету, что обусловливается не одной только
формой, но и строгой послѣдовательностью въ доставленіи
знаній, соотвѣтственво силамъ ребенка.
Мы, конечно, ничуть не полагаемъ, что французскія
школы, о которыхъ такъ много распространялись выше,
составляютъ идеалъ воспитанія. Въ нихъ есть нѣкоторые
недостатки, какъ, напр., стремленіе ихъ прививать уча-
щейся молодежи узкій націоиализмъ, и т. п. Но во вся-
комъ случаѣ онѣ песравпимо лучше и выше нашихъ
школъ.
Спеціальпо по отношепію къ воспитапію лучшіе резуль-
таты, повидимому, достигаются въ англійскихъ и амерп-
канскихъ школахъ, развивающихъ духъ иниціативьі, са-