Page 33 - 000199_000009_003770980
P. 33

—  27  —

         ности  въ  ребенкѣ,  какъ  это  принято  между  прочимъ  въ
         нѣкоторыхъ  странахъ  Западной   Европы.
           «Присутствуя    въ  англійской  школѣ   на  урокѣ  меха-
         ники,—говорить    П.  Каменскій  (I.  е.,  стр.  50),—я  ду-
         ыалъ,  что  дѣти  разъясняли  учителю   неизвѣстнуіо  ему
         теорію  блоковъ,  а  не  наоборотъ.  Самый  урокъ  длился  не
         болѣе  Ѵ4  чз,са.  Современная  педагогика  особенно  забо-
         тится,  чтобы  не  имѣло  мѣста  злоупотребленіе  юными  си-
         лами  ребенка,  и  потому  въ   числѣ  относящихся   сюда
         требованій  выставляется   такое:  урокъ,  вызывающій  на-
         пряжете   впиманія,  не  долженъ   длиться  болѣе  15—20
         минутъ.  Въ  этомъ  отношеніи  французскія  власти  проявили
         обычную   имъ  предупредительность,  установивъ  декретомъ
         отъ  1  августа  1881  г.,  чтобы  уроки  не  длились  долѣе
         15—20    минутъ,  при  чемъ  они  должны  раздѣляться  пѣ-
         ніемъ,  гимнастическими  унражненіями,  всякаго  рода  дви-
         женіями».
           Помимо   развитія  духа  самостоятельности  и  критическаго
         отпошенія   къ  предмету,  способъ  преподаванія  доллсенъ  V
         быть  расчитанъ   на  то,  чтобы  возбуждать  въ  ученикѣ
         интересъ  къ  знанію,  что  въ  значительной  мѣрѣ  зависитъ
         отъ  формы  изложепія,  и  чтобы  самое  ученіе  возбуждало
         въ  ученикѣ  лишь  чувство  удовольствія  и  развивало  лю-
         бовь  къ  предмету,  что  обусловливается  не  одной  только
         формой,  но  и  строгой  послѣдовательностью  въ  доставленіи
         знаній,  соотвѣтственво  силамъ  ребенка.
           Мы,   конечно,  ничуть  не  полагаемъ,  что  французскія
         школы,  о  которыхъ  такъ  много  распространялись  выше,
         составляютъ  идеалъ  воспитанія.  Въ  нихъ  есть  нѣкоторые
         недостатки,  какъ,  напр.,  стремленіе  ихъ  прививать  уча-
         щейся  молодежи   узкій  націоиализмъ,  и  т.  п.  Но  во  вся-
         комъ  случаѣ   онѣ  песравпимо   лучше   и  выше  нашихъ
         школъ.
           Спеціальпо  по  отношепію  къ  воспитапію  лучшіе  резуль-
         таты,  повидимому,  достигаются  въ  англійскихъ  и  амерп-
         канскихъ  школахъ,  развивающихъ    духъ  иниціативьі,  са-
   28   29   30   31   32   33   34   35   36   37   38