Page 34 - 000199_000009_003770980
P. 34
— 28 —
модѣятельности и самоуправленія. Въ этомъ смыслѣ и
во французской литературѣ раздаются голоса въ пользу
англійскаго воспитанія. Вотъ, напримѣръ, что говорить
по этому поводу Ле-Бонъ, извѣстный изслѣдователь со-
ціализма
«Основной принципъ англійскаго воспитанія тотъ, что
ребенокъ проходить чрезъ школу не для того, чтобы
быть дисциплинированнымь другими, а для того, чтобы
познать предѣлы своей независимости. Онъ доллсенъ
самъ себя дисциплинировать и пріобрѣсти такимь обра-
зомъ і ^ т р о л ь надъ собою (Selfcontrol), изь котораго
происходить самоуправленіе (Self governement). Англій-
скій юноша выходить изь школы сь очень малыми свѣ-
дѣніями по древнимь языкамь и небольшими теоретиче-
скими познаніями, но вь ней онъ сталъ человѣкомъ,
умѣюш,имъ руководить собою вь жизни и разсчитывать
только на самого себя. Методы воспиганія, позволяющіе-
достигать такого результата, удивительно просты. Подроб-
ное изложеніе ихъ можно найти во всѣхъ книгахъ о вос-
питаніи, написанныхь англичанами».
Того же принципа дернсатся и американскія школы.
И вь нихъ все направлено кь тому, чтобы поддержать
и развить въ своихъ воспитанникахъ духъ самостоятель-
ности и самодѣятельности,
«Того, кто посѣтиль въ первый разъ американскую
народную школу, хотя бы, напримѣрь, въ бѣднѣйшихъ
классахъ Нью-Іорка или Чикаго, гдѣ учатся дѣти амери-
канскихь поселенцевъ, еще мало американизовавшихся,—
говорить профессоръ Фр. Фёрстерь —поралсаетъ прежде
всего отношепіе между учителями и учениками, осно-
ванное на свободномь взаимномъ уваженіи и довѣріи.
Густсшь Ле-Вош. ГІспхологія соціализма. Спб., 1908 г., стр.
202—203.
Профессоръ Форстеръ. Нравственное воспитаніе на Западѣ.
„Бирж. Вѣд.", 17 іюля 1909 г.