Page 34 - 000199_000009_003770980
P. 34

—   28  —

           модѣятельности   и  самоуправленія.  Въ  этомъ  смыслѣ  и
           во  французской  литературѣ  раздаются  голоса  въ  пользу
           англійскаго  воспитанія.  Вотъ,  напримѣръ,  что  говорить
           по  этому  поводу  Ле-Бонъ,  извѣстный  изслѣдователь  со-
           ціализма
             «Основной   принципъ   англійскаго  воспитанія  тотъ,  что
           ребенокъ  проходить   чрезъ  школу  не  для   того,  чтобы
           быть  дисциплинированнымь    другими,  а  для  того,  чтобы
          познать   предѣлы   своей  независимости.   Онъ   доллсенъ
          самъ  себя  дисциплинировать  и  пріобрѣсти  такимь  обра-
          зомъ  і ^ т р о л ь  надъ  собою  (Selfcontrol),  изь  котораго
          происходить    самоуправленіе  (Self  governement).  Англій-
          скій  юноша  выходить  изь  школы   сь  очень  малыми  свѣ-
          дѣніями  по  древнимь  языкамь  и  небольшими   теоретиче-
          скими   познаніями,  но  вь  ней  онъ  сталъ   человѣкомъ,
          умѣюш,имъ    руководить  собою  вь  жизни  и  разсчитывать
          только  на  самого  себя.  Методы  воспиганія,  позволяющіе-
          достигать  такого  результата,  удивительно  просты.  Подроб-
          ное  изложеніе  ихъ  можно  найти  во  всѣхъ  книгахъ  о  вос-
          питаніи,  написанныхь   англичанами».
             Того  же  принципа   дернсатся  и  американскія  школы.
          И  вь  нихъ  все  направлено  кь  тому,  чтобы  поддержать
          и  развить  въ  своихъ  воспитанникахъ  духъ  самостоятель-
          ности  и  самодѣятельности,
             «Того,  кто  посѣтиль  въ  первый  разъ   американскую
          народную   школу,  хотя  бы,  напримѣрь,   въ  бѣднѣйшихъ
          классахъ  Нью-Іорка  или  Чикаго,  гдѣ  учатся  дѣти  амери-
          канскихь  поселенцевъ,  еще  мало  американизовавшихся,—
          говорить  профессоръ  Фр.  Фёрстерь   —поралсаетъ  прежде
          всего  отношепіе  между  учителями   и  учениками,   осно-
          ванное  на  свободномь   взаимномъ   уваженіи  и  довѣріи.


               Густсшь    Ле-Вош.   ГІспхологія  соціализма.  Спб.,  1908  г.,  стр.
          202—203.
               Профессоръ  Форстеръ.  Нравственное  воспитаніе  на  Западѣ.
          „Бирж.  Вѣд.",  17  іюля  1909  г.
   29   30   31   32   33   34   35   36   37   38   39