Page 39 - 000199_000009_003770980
P. 39
— 33 —
несены почти всѣ случаи самоубійствъ, за исключеніемъ
обусловлѳнныхъ душевной болѣзнью.
Въ самомъ дѣлѣ, къ чему, какъ не къ недостатку вос-
питанія, должны быть отнесены такія причины, какъ лсе-
стокоѳ или дурное обращеніѳ съ одной стороны и съ
другой — страхъ передъ наказаніемъ, болѣзненное само-
любіе, досада, гнѣвъ, уныніе, упрямство, нравственные
дефекты, норокъ, шалость, пресыщеніе жизнью, несчастная
любовь, религіозный экстазъ и т. п.
Школа, какъ причина дѣтскихъ самоубійствъ, отрази-
лась и въ изяш;ной литературѣ. «Дѣтская душа» Поля
Маргеритъ, «Другъ Гейнъ» Эмиля Страуса, «Подъ ко-
лесомъ» Германа Гессе, «Шутъ всего класса» Люблин-
скаго и «Пробужденіе весны» Франца Ведекинда пред-
ставляютъ собою тѣ произведенія, въ которыхъ изобра-
лсено, какъ бытъ школы привелъ къ развитію самоубійства
у ея воспитанниковъ. Мы думаемъ однако, что въ школу
дѣти поступаютъ уже ранѣе значительно искалѣченными
въ правственномъ отношеніи и въ этомъ отношепіи мно-
гое доллспо сдѣлать дошкольное воспитаніе или вѣрнѣе
воспитаніе съ пеленокъ, со дня рожденія. Здѣсь, (еш;е у \
груди матери, должны впервые воспитываться и харак- у:
теръ и первыя начала тѣхъ чувствъ, которыя лежатъ въ
основѣ нравственности.
Позднѣе, когда ребенку доступно слушаніе сказокъ и
разсказовъ, все доллшо быть направлено къ тому, чтобы
прививать ребенку добрыя чувства и устранять все гру-
бое, низкое, неблагородное.
Въ этомъ отпошеніи дѣтская литература должна быть
очищена отъ тѣхъ плевелъ и мусора, которыми, къ со-
жалѣпію, она сильно загромождается въ пнтересахъ рынка
и наживы.
ІГо и сама семейная жизнь, вся обстановка и дѣтскія
игры доллсны быть орудіями воспитанія ребенка, такъ ^^
какъ отъ всѣхъ этихъ условій въ общей совокупности
зависитъ развитіе будущей личности человѣка.
2