Page 39 - 000199_000009_003770980
P. 39

—  33  —

       несены  почти  всѣ  случаи  самоубійствъ,  за  исключеніемъ
       обусловлѳнныхъ   душевной  болѣзнью.
          Въ  самомъ  дѣлѣ,  къ  чему,  какъ  не  къ  недостатку  вос-
       питанія,  должны  быть  отнесены  такія  причины,  какъ  лсе-
       стокоѳ  или   дурное  обращеніѳ   съ  одной  стороны  и  съ
       другой  —  страхъ  передъ  наказаніемъ,  болѣзненное  само-
       любіе,  досада,  гнѣвъ,  уныніе,  упрямство,  нравственные
       дефекты, норокъ,  шалость,  пресыщеніе  жизнью,  несчастная
       любовь,  религіозный  экстазъ  и  т.  п.
          Школа,  какъ  причина  дѣтскихъ   самоубійствъ,  отрази-
       лась  и  въ  изяш;ной  литературѣ.  «Дѣтская  душа»  Поля
       Маргеритъ,   «Другъ   Гейнъ»  Эмиля   Страуса,  «Подъ  ко-
       лесомъ»  Германа   Гессе,  «Шутъ  всего  класса»  Люблин-
       скаго  и  «Пробужденіе  весны»  Франца   Ведекинда   пред-
       ставляютъ   собою  тѣ  произведенія,  въ  которыхъ  изобра-
       лсено,  какъ  бытъ  школы  привелъ  къ развитію  самоубійства
       у  ея  воспитанниковъ.  Мы  думаемъ  однако,  что  въ  школу
       дѣти  поступаютъ  уже  ранѣе  значительно   искалѣченными
       въ  правственномъ  отношеніи   и  въ  этомъ  отношепіи  мно-
       гое  доллспо  сдѣлать  дошкольное  воспитаніе  или  вѣрнѣе
       воспитаніе  съ  пеленокъ,  со  дня  рожденія.  Здѣсь, (еш;е  у  \
       груди  матери,  должны   впервые  воспитываться  и  харак-   у:
       теръ  и  первыя  начала  тѣхъ  чувствъ,  которыя  лежатъ  въ
       основѣ  нравственности.
          Позднѣе,  когда  ребенку  доступно  слушаніе  сказокъ  и
       разсказовъ,  все  доллшо  быть  направлено  къ  тому,  чтобы
       прививать  ребенку  добрыя  чувства  и  устранять  все  гру-
       бое,  низкое,  неблагородное.
          Въ  этомъ  отпошеніи  дѣтская  литература  должна  быть
       очищена   отъ  тѣхъ  плевелъ  и  мусора,  которыми,  къ  со-
       жалѣпію,  она  сильно  загромождается  въ  пнтересахъ  рынка
       и  наживы.
         ІГо  и  сама  семейная  жизнь,  вся  обстановка  и  дѣтскія
       игры  доллсны  быть  орудіями  воспитанія   ребенка,  такъ   ^^
       какъ  отъ  всѣхъ  этихъ  условій  въ  общей  совокупности
       зависитъ  развитіе  будущей  личности  человѣка.
      2
   34   35   36   37   38   39   40   41   42   43   44