Page 35 - 000199_000009_003770980
P. 35

—  29  —

         Тамъ   только  можно   получить  понятіе  о  томъ  могуще-
         ственномъ  вліяніи,  какое  оказываютъ  на  характеръ  и  нра-
         вы  молодого  поколѣнія  проведенные  съ  глубокой  послѣдо-
         вательностью  принципы   самоуправления,  самодѣятельности
          и  самостоятельности.  Не  подавленіе  силъ  ученика,  а  ихъ  ^
         широкое,   свободное  и  всестороннее  развитіе  и  выправка
         изъ  нихъ  же  добровольной   дисциплины—вотъ     основной
          и  руководящій  принципъ   американскаго  школьнаго  вос-
         питанія».
            Спрашивается,  можемъ   ли  мы  мириться  съ  положені-
          емъ,  что  въ  дѣлѣ  школьнаго  воспитанія,  какъ  и  во  мно-
          гихъ  другихъ  случаяхъ,  мы  существенно   отстаемъ  отъ,
          Запада,  забывая,  что  (:бтставать  въ  воспитаніи—это  зна-  ^
          читъ  сдавать  жизненныя  позиціи  вездѣ  и  во  в с е ^  Вѣдь
         результаты   воспитанія  опредѣляютъ   личность,  а  въ  дѣ-
          ломъ  государствѣ  они  опредѣляютъ  характеръ  народа  и   »j
          обусловливаютъ  то  экономическое  и  политическое  поло-
          женіе,  которое  онъ  заслулсиваетъ  по  результатамъ  своего
          воспитанія  и  образованія.
            Кому   неизвѣстно,  что  мы  уже  дошли   до  того,  что
          изъ  богатѣйшей  въ  мірѣ  страны  сдѣлали  ея   паселеніе
          бѣднѣйшимъ   во  всемъ  цивилизованномъ  мірѣ,  при  чемъ
         въ  силу  нипдеты  и  поразительной  некультурности   насе-
         ленія  и  смертность  его  достигла  ужасаюш,ей  цифры  въ
          31,5  на  1000  (за  1902  г.),  что  превышаетъ  болѣе,  чѣмъ
          вдвое,  смертность  Англіп  съ  Валлисомъ,  Иорвегіи  и  Да-
         ши      И  несмотря  на  все  это  мы  все  еще  ие  торопимся
         съ  введеніемъ   всеобщаго  образовапія,  которое  долл;но  ^
          быть  неразрывно  связано  съ  воспитаніемъ.
            Развѣ  наше  нравственно  искалѣченнное,  слабое  духомъ
          и  тѣломъ  юношество  не  составляетъ  очевиднаго  резуль-  •
         тата  нашего  удивительнаго  препебреженія  къ  восітитанію.
         Тѣ  полуживые   пессимисты,  безплодные   мечтатели  и  всѣ  \
          вообще  надломлепныя   въ  корпѣ  личности,  которыхъ  мы


            »)  См.  Озеровъ.  Россія  въ  цифрахъ.  „Вѣстн.  Знан.",  янв.  1909  г*
   30   31   32   33   34   35   36   37   38   39   40