Page 35 - 000199_000009_003770980
P. 35
— 29 —
Тамъ только можно получить понятіе о томъ могуще-
ственномъ вліяніи, какое оказываютъ на характеръ и нра-
вы молодого поколѣнія проведенные съ глубокой послѣдо-
вательностью принципы самоуправления, самодѣятельности
и самостоятельности. Не подавленіе силъ ученика, а ихъ ^
широкое, свободное и всестороннее развитіе и выправка
изъ нихъ же добровольной дисциплины—вотъ основной
и руководящій принципъ американскаго школьнаго вос-
питанія».
Спрашивается, можемъ ли мы мириться съ положені-
емъ, что въ дѣлѣ школьнаго воспитанія, какъ и во мно-
гихъ другихъ случаяхъ, мы существенно отстаемъ отъ,
Запада, забывая, что (:бтставать въ воспитаніи—это зна- ^
читъ сдавать жизненныя позиціи вездѣ и во в с е ^ Вѣдь
результаты воспитанія опредѣляютъ личность, а въ дѣ-
ломъ государствѣ они опредѣляютъ характеръ народа и »j
обусловливаютъ то экономическое и политическое поло-
женіе, которое онъ заслулсиваетъ по результатамъ своего
воспитанія и образованія.
Кому неизвѣстно, что мы уже дошли до того, что
изъ богатѣйшей въ мірѣ страны сдѣлали ея паселеніе
бѣднѣйшимъ во всемъ цивилизованномъ мірѣ, при чемъ
въ силу нипдеты и поразительной некультурности насе-
ленія и смертность его достигла ужасаюш,ей цифры въ
31,5 на 1000 (за 1902 г.), что превышаетъ болѣе, чѣмъ
вдвое, смертность Англіп съ Валлисомъ, Иорвегіи и Да-
ши И несмотря на все это мы все еще ие торопимся
съ введеніемъ всеобщаго образовапія, которое долл;но ^
быть неразрывно связано съ воспитаніемъ.
Развѣ наше нравственно искалѣченнное, слабое духомъ
и тѣломъ юношество не составляетъ очевиднаго резуль- •
тата нашего удивительнаго препебреженія къ восітитанію.
Тѣ полуживые пессимисты, безплодные мечтатели и всѣ \
вообще надломлепныя въ корпѣ личности, которыхъ мы
») См. Озеровъ. Россія въ цифрахъ. „Вѣстн. Знан.", янв. 1909 г*