Page 30 - 000199_000009_003770980
P. 30
— 24 —
католическое духовенство за его попытку наложить руку
на дѣло народнаго просвѣщенія. Рѣчь оратора была испол-
нена искренности, правды. Онъ боялся «передать» ка-
толическому клиру воспитаніе будущихъ поколѣній Фран-
ціи, ибо, говоря его словами, «передать» въ данномъ
случаѣ означало быщоедать... Дѣйствительно, опытъ учитъ,
что западное духовенство, становившись во главѣ вели-
каго дѣла народнаго образованія, обычно уіслонялось отъ
воспитанія, завѣщаннаго Спасителемъ, по которому един-
ственной цѣлью воспитанія было просвѣщеніе души, имѣю-
щей божественное происхожденіе. Духовенство обратило
воспитаніе въ апсШа ecclesiae, въ прислужницу церкви
и вѣрнѣе его самого. Вотъ почему оно ставило себя въ
такія условія, при которыхъ ему приходилось распростра-
нять темноту вмѣсто просвѣщенія, насалсдать лицемѣріе
\J вмѣсто того, чтобы развивать и укрѣплять истинныя ре-
лигіозныя чувства. Поэтому В. Гюго не останавливали
^аявленія его противниковъ о необходимости обученія въ
религіозномъ духѣ, патентъ на которое католическое ду-
ховенство оставляло неукоснительно за собой. Ораторъ
зналъ, что святыя слова: «обученіе въ религіозномъ духѣ»,,
были только прикрытіемъ властолюбивыхъ вожделѣпій
клерикальной партіи, и въ слѣдующихъ сильныхъ выра-
л;еніяхъ онъ нарисовалъ картину дѣйствительнаго рели-
гіознаго обученія:
«Вы говорите о религіозномъ обученіи?» спросилъ
В. Гюго. «Знаете ли вы, — продоллшіъ онъ,—что такое
религіозное обученіе, то, предъ которымъ надо пре-
клоняться, которому не надо препятствовать. Это—
сестра милосердія у одра умирающаго. Это—братъ свя-
той обш,ины, выкупаіощій раба. Это—Викептій Павелъ,
дающій пріютъ найденышамъ. Это—марсельскій архіепи-
скопъ среди зачумленпыхъ. Это—парижскій архіепископъ,
съ улыбкой обходившій улсасное С.-Литуапское пред-
мѣстье, поднимаіощій распятіе среди гражданской войны
и не боящійся воспріять смерть, ибо опъ приносить