Page 23 - 000199_000009_003770980
P. 23
— 17 —
даваніе во всѣхъ французскихъ школахъ гражданской
морали. Программа по праву и морали разсчитана во
•Франціи на б лѣтъ начальнаго обученія (съ 7-ми до 13-ти
лѣтъ). Обученіе начинается бесѣдами о роли дѣтей въ
семьѣ; затѣмъ переходятъ къ обязанностямъ дѣтей по
отношенію къ родителямъ; затѣмъ—къ братьямъ, сестрамъ,
роднымъ, къ прислугѣ, къ родинѣ, къ самимъ себѣ, къ
другимъ людямъ, наконецъ, къ Богу. Обученіе праву на-
чинается съ объясненія воинской повинности, городского
самоуправленія, всего государственнаго строя Франціи,
наконецъ, законодательной, исполнительной и судебной
власти. Въ дѣлѣ преподаванія гражданской морали со-
вершенно особо стоитъ свѣтское обученіе религіознымъ
истинамъ. Клерикальный способъ механическаго заучи-
ванія замѣненъ болѣе цѣлесообразными педагогическими
пріемами, при чемъ обязательно исключается всякая не-
терпимость по отношенію къ отдѣльнымъ религіямъ.
Заслулсиваютъ вниманія нѣкоторыя подробности по
этому валшому вопросу, которыя мы занмствуемъ изъ
брошюры П. Каменскаго лично ознакомившагося съ
преподавапіемъ во французскихъ и англійскихъ школахъ.
Само собою разумѣется, что въ первоначальныхъ шко-
лахъ дѣло идетъ не о философскомъ преподаваніи мо-
рали, что было бы вполнѣ безплодно и непроизводительно.
Дѣло идетъ объ интересныхъ разсказахъ, примѣрахъ и
пояспеніяхъ, которые читаются и слушаются дѣтьми съ
большимъ вниманіемъ и легко ими усваиваются, вселяя въ
нихъ добрыя нравственныя начала, которыя глубоко за-
падаютъ въ дѣтскую душу.
Вотъ, напр., объясненіе долга для дѣтей изъ учебника
Boniface'a. Учитель обращается къ послѣднимъ съ слѣ-
дующими словами: «Я вамъ уже объяснялъ, какимъ об-
разомъ душа человѣка дѣлаетъ изъ него высшее суп;е-
П. в. Каменскіп. Преподаваніе гражданской морали въ идеіі-
ныхъ школахъ. Екатерипославъ, 1905 г.
2