Page 21 - 000199_000009_003770980
P. 21

—  15                               —

        назіи,  і^еальныя  училища   п  другія  профессіоналъныя    ,
        школы,  то  въ  нихъ  о  воспитаііш  вообще  не  думаютъ.  ^
        Нашп   гимназіи,—эти   школы    печальной  памяти   графа
        Д.  Толстого,  обезличивающія  дѣтей,—какъ  извѣстно,  уже
        при  самомъ  своемъ  основаніи  оставили  вопросъ  о  вос-
        питаніи  совершенно  въ  сторонѣ,  предоставивъ  его  семьѣ, ^
        а  между  тѣмъ можно  ли  сомнѣваться  въ  томъ,  что  семья
        сохраняетъ  свой  авторитетъ  для  своихъ  дѣтей  лишь  до
        школьнаго   періода,  съ  наступленіемъ  лее  послѣдняго  по-
        являются  условія,  при  Еоторыхъ  родители   утрачиваютъ
        значительную  долю  своего  вліянія  надъ  ребенкомъ.  Вслѣд-
        ствіе  этого,  послѣдній,  не  толыѵо  не  встрѣчая  никаішхъ
        воспитательыыхъ   условій  въ  школѣ,  кромѣ  отрицатель-
        ныхъ  ея  сторонъ,  оказывается  во  власти  того  явленія,  ко-
        торое  зовется  «товариществомъ»  и которое  въ  свою  очередь  /
        нерѣдко  подчиняется  тѣмъ  стихійнымъ  влеченіямъ,  кото-
        рыя  руководятъ  психологіей  массъ.
          Можно   ли  удивляться  послѣ  этого,  что  ребенокъ,  ію-
        ступивъ  въ  школу, въ которой  вмѣсто воспитанія  онъ  встрѣ-
        чаетъ неспмпатичиый  ему начальственный  надзоръ,  а  вмѣсто  ^
        обученія—своеобразную    безнсизненпую   гимнастику   ума,
        съ  помощью  пенулсныхъ  ему  древнихъ  языковъ,  подвер-
        гается  растлевающему    вліянію  со  стороны  уже  раиѣе
        испорчеиныхъ   старшихъ   товарищей,   стремящихся    тот-
        часъ  ЛѵѲ обратить  въ  «свою  вѣру»  неофита.
          Что  касается  самаго  обученія  въ  гимназіяхъ,  то  оно
        убиваетъ  въ  пптомцѣ  лшвой   духъ   иниціативы   своимъ  ѵ^
        суровымъ,  мертвящимъ   педантизмомъ,  чисто  схоластиче-
        скимъ  направлепіемъ  занятій  и  преобладаніемъ  мертваго
        учебнаго  матеріала,  надъ  лшвымъ  матеріаломъ  окружаю-
        щей  человѣкя  природы  и  жизни.
          Не  мудрено,  что  такая  школа,  убивая  всякую  энергію,
        упичтолсаетъ  въ  то  лее  время  и  интересъ  къ  школьпымъ
       •занятіямъ.
          Она  отвращаетъ  отъ  себя  своихъ  питомцевъ,  заставляя
        ихъ  даже  пенавидѣть  свою  alma  mater,  убиваетъ  всякій
   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26