Page 21 - 000199_000009_003770980
P. 21
— 15 —
назіи, і^еальныя училища п другія профессіоналъныя ,
школы, то въ нихъ о воспитаііш вообще не думаютъ. ^
Нашп гимназіи,—эти школы печальной памяти графа
Д. Толстого, обезличивающія дѣтей,—какъ извѣстно, уже
при самомъ своемъ основаніи оставили вопросъ о вос-
питаніи совершенно въ сторонѣ, предоставивъ его семьѣ, ^
а между тѣмъ можно ли сомнѣваться въ томъ, что семья
сохраняетъ свой авторитетъ для своихъ дѣтей лишь до
школьнаго періода, съ наступленіемъ лее послѣдняго по-
являются условія, при Еоторыхъ родители утрачиваютъ
значительную долю своего вліянія надъ ребенкомъ. Вслѣд-
ствіе этого, послѣдній, не толыѵо не встрѣчая никаішхъ
воспитательыыхъ условій въ школѣ, кромѣ отрицатель-
ныхъ ея сторонъ, оказывается во власти того явленія, ко-
торое зовется «товариществомъ» и которое въ свою очередь /
нерѣдко подчиняется тѣмъ стихійнымъ влеченіямъ, кото-
рыя руководятъ психологіей массъ.
Можно ли удивляться послѣ этого, что ребенокъ, ію-
ступивъ въ школу, въ которой вмѣсто воспитанія онъ встрѣ-
чаетъ неспмпатичиый ему начальственный надзоръ, а вмѣсто ^
обученія—своеобразную безнсизненпую гимнастику ума,
съ помощью пенулсныхъ ему древнихъ языковъ, подвер-
гается растлевающему вліянію со стороны уже раиѣе
испорчеиныхъ старшихъ товарищей, стремящихся тот-
часъ ЛѵѲ обратить въ «свою вѣру» неофита.
Что касается самаго обученія въ гимназіяхъ, то оно
убиваетъ въ пптомцѣ лшвой духъ иниціативы своимъ ѵ^
суровымъ, мертвящимъ педантизмомъ, чисто схоластиче-
скимъ направлепіемъ занятій и преобладаніемъ мертваго
учебнаго матеріала, надъ лшвымъ матеріаломъ окружаю-
щей человѣкя природы и жизни.
Не мудрено, что такая школа, убивая всякую энергію,
упичтолсаетъ въ то лее время и интересъ къ школьпымъ
•занятіямъ.
Она отвращаетъ отъ себя своихъ питомцевъ, заставляя
ихъ даже пенавидѣть свою alma mater, убиваетъ всякій