Page 22 - Мысли о желательных началах
P. 22

—  16                                _   и    _
 Въ  качеетвахъ  умственной  пищи  нужно  осторожное  раз-  чтобы  молодые  читатели  имѣли  бы  возможность  перехо-
 личеніе  главнаго  отъ  второстепенного,  элементариаго  отъ  дить:  съ  предметовъ  иеторичеекихъ,  на  предметы  есте-
 менѣе  доступнаго,  Гдѣ  нужно  еще  питать  молокомъ  на-  етвоиспытанія,  а  отъ  нихъ  къ  біограФичеекюгь  чтеніямъ,
 чальных!»  ионятій,  тамъ  было  бы  преждевременны®!-,  да-  путешествіямъ  и  лучшимъ  произведеніямъ  слхівесноети.
 вать  уже  твердую  пищу  высшихъ  истинъ.  И  преждевре-  Для  назидаяія  ихъ  чрезвычайно  полезны  новѣетвовавія
 менны  еще  подробности  тамъ,  гдѣ  не  было  дано  и  общаго  о  жизни  святыхъ,  ибо  ихъ  дримѣры  кмѣютъ  могуществен-
 повяіія,  А  самыя  общія  понатіа  должно  давать,  и  при  ное  дѣйствіе  на  волю.  А  Св.  Писаніе  должно  занимать
 уменыленномъ  масштабѣ,  всегда  такъ,  чтобы  они  пред-  цеятръ  чтеній.  .Наковедъ  важенъ  и  педагогическій  нланъ
 ставляли  вѣчто  цѣяое,  а  не  отрывочный  свѣдѣнія,  мало  а  чтеній,  при  которомъ  молодые  читатели  не  бросались  бы
 сримѣнимыя  безъ  основныхъ  истинъ.  на  книга,  случайно  попадаюгдіяся  и  занимающін  *ихъ
 Надо  стараться,  чтобы  дѣти  не  оставались  безъ  какого-  безъ  всякой  пропорциональности  предмета  ихъ  съ  други-
 либо  занятія  и  никогда  не  предавались  бы  такъ  называе-  ми  предметами,  а  получали  бы  выясиеиіе  одного  чрезъ
                    4
 мой  скукѣ,  порождающей  все  дурное.  Хорошо  направлен-  другое ).
 ный  дѣти  любятъ  чтеніе,  чѣжь  надлежать  педагогамъ  .. Здѣсь  можно  упомянуть  о  замѣчатеяьномъ  недагогичв-
 пользоваться,  зная,  что  чрезъ  чтеиіе  пріобрѣтаются  знанія  свомъ  пріемѣ  внушенія  добрыхъ  мыслей'  и  чувствъ  сво-
 даже  лучше,  нежели  чрезъ  уроки.  Книги  же,  даваемыя  ими»  дѣтямъ,  какого  держались  нѣкоторыя  матери,  пріу-
 воспитываемым!»,  должно  подвергать  предварительному  раз-  чавтія  дѣтеі  къ  самоиспытанію,  при  заннсыванін  дѣтши
 смотрѣнію,  для  изслѣдовавія  нааравленія  авторовъ  и  для  о  поступкахъ,  бывшихъ-  во  время  ихъ  игръ,  прогулокъ  и
 отстраненія  всего,  могущаго  быть  вредными  для  молодыхъ  прочихъ  обстоятвльствъ  дѣтскаго  дня,  Матери,  при  раз-
 читателей.  Иначе,  дающіе  имъ  книги  безъ  разбора,  мо-  смотрѣвіи  дѣтскихъ  дневничковъ,  писали  тамъ  свои  замѣ-
 гутъ  сдѣлаться  безсознательными  орудіями  неизвѣстныхъ  чанія  о  поведеніи  дѣтей  и  наставіевія.  Ваослѣдствіи,
 имъ  и  нежелательныхъ  вліяній.  A  вѣдь  и  земледѣлецъ,  къ  этому  присоединялись  дѣяавпгіяся  тѣми,  уже  подра-
 приготовивший  почву  для  посѣва,  не  согласится  дать  за-  ставпшми ' дѣтьми,  выписки  изъ  читаемыхъ  ими  книга  и
 сѣвать  ее  не  тѣми  сѣменами,  для  которыхъ  онъ  ее  гото-  вопросы,  ихъ  интересовавшие,  на  которые  давали  отвѣты
 вилъ.  Тѣмъ  болѣе  нужда  осторожность  въ  выборѣ  дѣт-  родители,  ведшіе  съ  своей  стороны  иеморіалы  о  ходѣ
 екаго  чтеніа,  въ  виду  тенденцій,  шцущихъ  теперь  завла-  восшташя  дѣтей.  Это  представляло  и  исихологаческій
 деть  воспитаніемъ  и  вносящихъ  вредное  подъ  благовид-  интересъ.
 ными  оболочками.  А  потребность  въ  чтевім  должна  быть  Въ  планъ  восяитанія  должны  быть  введены'  и  дѣтсвія
 удовлетворяема  въ  соразмѣрности  съ  возрастами  и  сте-  удовольствия,  но  они  должны  быть  нростыя;  осложняю-
 пенью  развитая  воспитываемыхъ,—Составленіе  для  нихъ  щая  же  и  портящая  ихъ  роскошь  даетъ  имъ  не  дѣтешй,
 избранныхъ  библіотекъ  должно  занять  значительное  мѣсто  а  суетный  характеръ.  Притомъ,  преждевременное  сопо-
 въ  дѣлѣ  воспитанія  и  образования,  хотя  и  не  слѣдуетъ  ставленіе  дѣтскаго  быта  со  евѣтскими  развлечешями  ве-
 преувеличивать  цѣны  одной  начитанности,  могущей  по-  детъ  къ  тому  прееыіденію  жизаію,  которое  столь  часто
 давлять  самостоятельную  деятельность  мысли.  Въ  выборѣ  встрѣчается  въ  молодомъ  поколѣвіи.
 книгь  дѣтской  и  ученической  библіотеки  слѣдуега  избѣ-
 гать  односторонности,  а  составлять  библіотеку  такъ,  s )  „Liber-librum  ajieril",—гов&ривалось  въ  страну.
   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27