Page 22 - Мысли о желательных началах
P. 22
— 16 _ и _
Въ качеетвахъ умственной пищи нужно осторожное раз- чтобы молодые читатели имѣли бы возможность перехо-
личеніе главнаго отъ второстепенного, элементариаго отъ дить: съ предметовъ иеторичеекихъ, на предметы есте-
менѣе доступнаго, Гдѣ нужно еще питать молокомъ на- етвоиспытанія, а отъ нихъ къ біограФичеекюгь чтеніямъ,
чальных!» ионятій, тамъ было бы преждевременны®!-, да- путешествіямъ и лучшимъ произведеніямъ слхівесноети.
вать уже твердую пищу высшихъ истинъ. И преждевре- Для назидаяія ихъ чрезвычайно полезны новѣетвовавія
менны еще подробности тамъ, гдѣ не было дано и общаго о жизни святыхъ, ибо ихъ дримѣры кмѣютъ могуществен-
повяіія, А самыя общія понатіа должно давать, и при ное дѣйствіе на волю. А Св. Писаніе должно занимать
уменыленномъ масштабѣ, всегда такъ, чтобы они пред- цеятръ чтеній. .Наковедъ важенъ и педагогическій нланъ
ставляли вѣчто цѣяое, а не отрывочный свѣдѣнія, мало а чтеній, при которомъ молодые читатели не бросались бы
сримѣнимыя безъ основныхъ истинъ. на книга, случайно попадаюгдіяся и занимающін *ихъ
Надо стараться, чтобы дѣти не оставались безъ какого- безъ всякой пропорциональности предмета ихъ съ други-
либо занятія и никогда не предавались бы такъ называе- ми предметами, а получали бы выясиеиіе одного чрезъ
4
мой скукѣ, порождающей все дурное. Хорошо направлен- другое ).
ный дѣти любятъ чтеніе, чѣжь надлежать педагогамъ .. Здѣсь можно упомянуть о замѣчатеяьномъ недагогичв-
пользоваться, зная, что чрезъ чтеиіе пріобрѣтаются знанія свомъ пріемѣ внушенія добрыхъ мыслей' и чувствъ сво-
даже лучше, нежели чрезъ уроки. Книги же, даваемыя ими» дѣтямъ, какого держались нѣкоторыя матери, пріу-
воспитываемым!», должно подвергать предварительному раз- чавтія дѣтеі къ самоиспытанію, при заннсыванін дѣтши
смотрѣнію, для изслѣдовавія нааравленія авторовъ и для о поступкахъ, бывшихъ- во время ихъ игръ, прогулокъ и
отстраненія всего, могущаго быть вредными для молодыхъ прочихъ обстоятвльствъ дѣтскаго дня, Матери, при раз-
читателей. Иначе, дающіе имъ книги безъ разбора, мо- смотрѣвіи дѣтскихъ дневничковъ, писали тамъ свои замѣ-
гутъ сдѣлаться безсознательными орудіями неизвѣстныхъ чанія о поведеніи дѣтей и наставіевія. Ваослѣдствіи,
имъ и нежелательныхъ вліяній. A вѣдь и земледѣлецъ, къ этому присоединялись дѣяавпгіяся тѣми, уже подра-
приготовивший почву для посѣва, не согласится дать за- ставпшми ' дѣтьми, выписки изъ читаемыхъ ими книга и
сѣвать ее не тѣми сѣменами, для которыхъ онъ ее гото- вопросы, ихъ интересовавшие, на которые давали отвѣты
вилъ. Тѣмъ болѣе нужда осторожность въ выборѣ дѣт- родители, ведшіе съ своей стороны иеморіалы о ходѣ
екаго чтеніа, въ виду тенденцій, шцущихъ теперь завла- восшташя дѣтей. Это представляло и исихологаческій
деть воспитаніемъ и вносящихъ вредное подъ благовид- интересъ.
ными оболочками. А потребность въ чтевім должна быть Въ планъ восяитанія должны быть введены' и дѣтсвія
удовлетворяема въ соразмѣрности съ возрастами и сте- удовольствия, но они должны быть нростыя; осложняю-
пенью развитая воспитываемыхъ,—Составленіе для нихъ щая же и портящая ихъ роскошь даетъ имъ не дѣтешй,
избранныхъ библіотекъ должно занять значительное мѣсто а суетный характеръ. Притомъ, преждевременное сопо-
въ дѣлѣ воспитанія и образования, хотя и не слѣдуетъ ставленіе дѣтскаго быта со евѣтскими развлечешями ве-
преувеличивать цѣны одной начитанности, могущей по- детъ къ тому прееыіденію жизаію, которое столь часто
давлять самостоятельную деятельность мысли. Въ выборѣ встрѣчается въ молодомъ поколѣвіи.
книгь дѣтской и ученической библіотеки слѣдуега избѣ-
гать односторонности, а составлять библіотеку такъ, s ) „Liber-librum ajieril",—гов&ривалось въ страну.