Page 26 - Мысли о желательных началах
P. 26

_  20  —
               евать  ихъ  до  нѣ ш  и  праздности,  а  давать  им*  отвѣт*
 отношеніе, содействующее  къ  тому,  чтобы  ве принимать  рѣ-  ственныя  занятія  и  довѣрять  им*  какое-либо  полезное
 шеній  подъ  минутным*  впечатлѣніемъ.  А  той  чувствитель-  дѣло,  имѣя  въ  виду  нравственную  для  них*  пользу  отъ
 ности,  которою  богато  онѣ  одарены,  надлежит*  давать  оказыванін  им*  довѣрія.
 здравое  направленіе,  а  именно—человеколюбивое,  и  тѣмъ  Относительно  физичеекаго  воспвтанія,  принимая  во
 предотвращать  мечтательность,  пагубно  дѣйствук  ввиманіе,  что  въ  настоящее  время  на  здоровье  молодого
 душевную  ихъ  жизнь.  Благотворна  же  для  нихъ  поколѣнія  обращено  просвѣЩенное  ввшиаиіе  и  вводятся
 трудовая  деятельность,  которая  упражняет*  силу  во ѵ  •  гигіеническіа  мѣры,  обусдовливающія  правильное  Физиче-
 даетъ  практичность,  и  полезны  для  нихъ  рукодѣ«^,  ское  разитіе,  можно  здѣеь  ограничиться  надеждою  на  то,
 галтерія  и  начала  практической  шгіены  и  домоводства.  что  будут*  избегать  крайностей,  каковы:  съ  одной  сто-
 Надлежит*  въ  ихъ  воспитаніи  не  допускать  праздности,  роны  преувеличенная  и  разнеживающая  боязливость  за
 изнѣженности  а  роскоши,  пріучать  яге  ихъ  обходиться  здоровье  дѣтей  въ  отношеніи  къ  сближение  съ  природою,
 безъ  излишних*  услуг*,  для  развитая  самопомощи  и  на-  а  с*  другой  —  несоблюдение  основных*  требованій  дет-
 ходчивости.
               ской  гигіены.  Но  нельзя  не  высказать,  что  слишком*
 Для  женскаго  воспитан!«  необходимо  материнское  влі-  уеидчивыя  учебиыя  занятія  при  системе  преподаванія,
 яніе.         напрягающей,   до  крайней   степени,  мозгъ,  приводят*  въ
 Въ  воспитаніи  дѣвицъ  слѣдуетъ  давать  достаточное  тому  нежелательному  последствию,  что  и  во  время  курса
 мѣето  н  эстетическому  образован!»,  соотвѣтетвующему  ученія,  и  по  окончаніи  его,  воспитывавшіеся  оказываются
 ихъ  более  тонкой  натурѣ  и  развивающему  вкус*  и  са-  страдающими  разшатанноетію  нерв*  и  потому  непри-
 мый  тонъ,  мѣру  и  такт*  въ  обращеніи,  что  можно  ска-  годными  къ  жизнедеятельности,  которая  однако  состав-
 зать  о  вліяніи  музыки.  A  рисованіе  даетъ  сознательное  ляла  цѣлъ  воспмтанія.  Â  перѣдко  теперь  случается  ви-
 отношеніе  къ  внешнему  міру  и  развивает*  вниматель-  деть  и  отвраіцевіе  отъ  жизни,  подготовляемое  ошибка»™
 ность  ко  всему  прекрасному  въ  природе  и.  въ  произве-  воснитанія.
 дениях*  человѣческихъ.  Развита»  эстетичеекаго  чувства  Темѣ  настоящаго  чтенія,  имѣвшаго  предметом*  воспи-
 принадлежит*,  несомнѣнно,  къ  полному,  всестороннему  таніе  въ  собственном*  смысле,  не  принадлежит*  раземо-
 воспитанно,  ибо  потребность  въ  сознаваніж  прекрас-  трѣніе  вопросов*,  относящихся  къ  самому  плану  препо-
 наго  соответствует*  человѣческой  потребности  въ  ощу-  даванія  и  къ  степени  пригодности  или  непригодности
 щеніи  добра  и  въ  познаеіи  истины.  Такъ  что  если  при  существующих*  учебных*  программ*.  Но  нельзя  и  здесь
 воспитаеіи  будет*  развиваемо  чувство  изящнаго,  то  и  не  высказать  убѣжденія,  что  не  следует*  признавать
 чрез*  это  будут*  проявляться  свѣтонріимныя  стороны  одного  лишь  образованіа  учебяаго  за  цѣлое  воспитаніе.
 душевных*  даровавій,  проницаемый  лучами  высшей  кра-  Иначе  же  смотрящіе  на  воспитательное  дѣло  не  дают*
 соты,  подобно  прозрачным*  граням*  отшлифованных*  дра-  аченія  и  направденія  воспиташю  воли,  а
 гоценных*  камней»         связью  между  нравственным*   и  умственным*
 Въ  отношеніи  воспитавія  детей  мужского  пола  надле-  шваніемъ  и  между  разумом*  и  сердцем*,
 жит*,  для  развитія  въ  нихъ  ѳнергіи  мужскаго  характера.,  ошиоочно  жертвуют*  воспитаніемъ  одной  лишь  культурѣ
 пріучать  ихъ  къ  труду,  къ  выносливости,  къ  неутомимо-  разума.
 сти,  къ  умеренности  во  всем*,  к*  порядку,  и  не  допр-
   21   22   23   24   25   26   27   28