Page 25 - Мысли о желательных началах
P. 25
_ 20 —
евать ихъ до нѣ ш и праздности, а давать им* отвѣт*
отношеніе, содействующее къ тому, чтобы ве принимать рѣ- ственныя занятія и довѣрять им* какое-либо полезное
шеній подъ минутным* впечатлѣніемъ. А той чувствитель- дѣло, имѣя въ виду нравственную для них* пользу отъ
ности, которою богато онѣ одарены, надлежит* давать оказыванін им* довѣрія.
здравое направленіе, а именно—человеколюбивое, и тѣмъ Относительно физичеекаго воспвтанія, принимая во
предотвращать мечтательность, пагубно дѣйствук ввиманіе, что въ настоящее время на здоровье молодого
душевную ихъ жизнь. Благотворна же для нихъ поколѣнія обращено просвѣЩенное ввшиаиіе и вводятся
трудовая деятельность, которая упражняет* силу во ѵ • гигіеническіа мѣры, обусдовливающія правильное Физиче-
даетъ практичность, и полезны для нихъ рукодѣ«^, ское разитіе, можно здѣеь ограничиться надеждою на то,
галтерія и начала практической шгіены и домоводства. что будут* избегать крайностей, каковы: съ одной сто-
Надлежит* въ ихъ воспитаніи не допускать праздности, роны преувеличенная и разнеживающая боязливость за
изнѣженности а роскоши, пріучать яге ихъ обходиться здоровье дѣтей въ отношеніи къ сближение съ природою,
безъ излишних* услуг*, для развитая самопомощи и на- а с* другой — несоблюдение основных* требованій дет-
ходчивости.
ской гигіены. Но нельзя не высказать, что слишком*
Для женскаго воспитан!« необходимо материнское влі- уеидчивыя учебиыя занятія при системе преподаванія,
яніе. напрягающей, до крайней степени, мозгъ, приводят* въ
Въ воспитаніи дѣвицъ слѣдуетъ давать достаточное тому нежелательному последствию, что и во время курса
мѣето н эстетическому образован!», соотвѣтетвующему ученія, и по окончаніи его, воспитывавшіеся оказываются
ихъ более тонкой натурѣ и развивающему вкус* и са- страдающими разшатанноетію нерв* и потому непри-
мый тонъ, мѣру и такт* въ обращеніи, что можно ска- годными къ жизнедеятельности, которая однако состав-
зать о вліяніи музыки. A рисованіе даетъ сознательное ляла цѣлъ воспмтанія. Â перѣдко теперь случается ви-
отношеніе къ внешнему міру и развивает* вниматель- деть и отвраіцевіе отъ жизни, подготовляемое ошибка»™
ность ко всему прекрасному въ природе и. въ произве- воснитанія.
дениях* человѣческихъ. Развита» эстетичеекаго чувства Темѣ настоящаго чтенія, имѣвшаго предметом* воспи-
принадлежит*, несомнѣнно, къ полному, всестороннему таніе въ собственном* смысле, не принадлежит* раземо-
воспитанно, ибо потребность въ сознаваніж прекрас- трѣніе вопросов*, относящихся къ самому плану препо-
наго соответствует* человѣческой потребности въ ощу- даванія и къ степени пригодности или непригодности
щеніи добра и въ познаеіи истины. Такъ что если при существующих* учебных* программ*. Но нельзя и здесь
воспитаеіи будет* развиваемо чувство изящнаго, то и не высказать убѣжденія, что не следует* признавать
чрез* это будут* проявляться свѣтонріимныя стороны одного лишь образованіа учебяаго за цѣлое воспитаніе.
душевных* даровавій, проницаемый лучами высшей кра- Иначе же смотрящіе на воспитательное дѣло не дают*
соты, подобно прозрачным* граням* отшлифованных* дра- аченія и направденія воспиташю воли, а
гоценных* камней» связью между нравственным* и умственным*
Въ отношеніи воспитавія детей мужского пола надле- шваніемъ и между разумом* и сердцем*,
жит*, для развитія въ нихъ ѳнергіи мужскаго характера., ошиоочно жертвуют* воспитаніемъ одной лишь культурѣ
пріучать ихъ къ труду, къ выносливости, къ неутомимо- разума.
сти, къ умеренности во всем*, к* порядку, и не допр-