Page 25 - Мысли о желательных началах
P. 25

_   20  —
                                                                                                            евать  ихъ  до  нѣ ш  и  праздности,  а  давать  им*  отвѣт*
                     отношеніе, содействующее   къ  тому,  чтобы  ве принимать  рѣ-                        ственныя   занятія  и  довѣрять  им*  какое-либо   полезное
                     шеній  подъ  минутным*  впечатлѣніемъ.  А  той  чувствитель-                          дѣло,  имѣя  въ  виду  нравственную  для  них*  пользу  отъ
                      ности,  которою  богато  онѣ  одарены,  надлежит*   давать                            оказыванін  им*  довѣрія.
                      здравое  направленіе,  а  именно—человеколюбивое,  и  тѣмъ                              Относительно   физичеекаго   воспвтанія,   принимая   во
                      предотвращать   мечтательность,  пагубно  дѣйствук                                   ввиманіе,  что  въ  настоящее  время  на  здоровье  молодого
                      душевную   ихъ  жизнь.  Благотворна  же  для  нихъ                                   поколѣнія  обращено   просвѣЩенное    ввшиаиіе  и  вводятся
                      трудовая  деятельность,  которая  упражняет*  силу  во ѵ  •                          гигіеническіа  мѣры,  обусдовливающія  правильное   Физиче-
                      даетъ  практичность,  и  полезны  для  нихъ  рукодѣ«^,                               ское  разитіе,  можно  здѣеь  ограничиться  надеждою  на  то,
                      галтерія  и  начала  практической  шгіены  и  домоводства.                           что  будут*  избегать  крайностей,  каковы:  съ  одной  сто-
                      Надлежит*   въ  ихъ  воспитаніи  не  допускать  праздности,                          роны   преувеличенная  и  разнеживающая    боязливость   за
                      изнѣженности  а  роскоши,   пріучать  яге  ихъ  обходиться                           здоровье  дѣтей  въ  отношеніи  къ  сближение  съ  природою,
                      безъ  излишних*  услуг*,  для  развитая  самопомощи  и  на-                           а  с*  другой  —  несоблюдение  основных*  требованій  дет-
                      ходчивости.
                                                                                                           ской  гигіены.  Но  нельзя  не  высказать,   что  слишком*
                        Для  женскаго  воспитан!«  необходимо   материнское  влі-                          уеидчивыя   учебиыя   занятія  при  системе   преподаванія,
                      яніе.                                                                                напрягающей,   до  крайней   степени,  мозгъ,  приводят*  въ
                        Въ   воспитаніи  дѣвицъ   слѣдуетъ   давать  достаточное                           тому  нежелательному   последствию,  что  и  во  время  курса
                      мѣето  н  эстетическому   образован!»,  соотвѣтетвующему                             ученія,  и  по  окончаніи  его,  воспитывавшіеся  оказываются
                      ихъ  более  тонкой  натурѣ  и  развивающему    вкус*  и  са-                         страдающими    разшатанноетію    нерв*  и  потому    непри-
                      мый  тонъ,  мѣру  и  такт*  въ  обращеніи,  что  можно  ска-                         годными  къ  жизнедеятельности,   которая   однако  состав-
                      зать  о  вліяніи  музыки.  A  рисованіе  даетъ  сознательное                         ляла  цѣлъ  воспмтанія.  Â  перѣдко  теперь  случается  ви-
                      отношеніе  къ  внешнему   міру  и  развивает*   вниматель-                           деть  и  отвраіцевіе  отъ  жизни,  подготовляемое  ошибка»™
                      ность  ко  всему  прекрасному  въ  природе  и.  въ  произве-                         воснитанія.
                      дениях*  человѣческихъ.   Развита»  эстетичеекаго  чувства                              Темѣ  настоящаго  чтенія,  имѣвшаго  предметом*   воспи-
                      принадлежит*,   несомнѣнно,   къ  полному,   всестороннему                           таніе  въ  собственном*  смысле,  не  принадлежит*  раземо-
                      воспитанно,   ибо  потребность   въ  сознаваніж    прекрас-                          трѣніе  вопросов*,  относящихся  къ  самому   плану  препо-
                      наго  соответствует*   человѣческой  потребности   въ  ощу-                          даванія  и  къ  степени   пригодности   или  непригодности
                      щеніи  добра  и  въ  познаеіи  истины.  Такъ  что  если  при                         существующих*     учебных*  программ*.  Но  нельзя  и  здесь
                      воспитаеіи  будет*   развиваемо   чувство  изящнаго,  то  и                          не  высказать   убѣжденія,  что  не  следует*   признавать
                      чрез*  это  будут*   проявляться   свѣтонріимныя   стороны                           одного  лишь  образованіа   учебяаго  за  цѣлое  воспитаніе.
                      душевных*   даровавій,  проницаемый  лучами   высшей   кра-                          Иначе   же  смотрящіе   на  воспитательное  дѣло  не  дают*
                      соты,  подобно  прозрачным*  граням*  отшлифованных*   дра-                                       аченія  и  направденія   воспиташю    воли,  а
                      гоценных*   камней»                                                                               связью  между  нравственным*   и  умственным*
                         Въ  отношеніи  воспитавія  детей  мужского  пола  надле-                                       шваніемъ   и  между   разумом*   и   сердцем*,
                      жит*,  для  развитія  въ  нихъ  ѳнергіи  мужскаго  характера.,                       ошиоочно   жертвуют*   воспитаніемъ  одной  лишь  культурѣ
                      пріучать  ихъ  къ  труду,  къ  выносливости,  къ  неутомимо-                         разума.
                      сти,  къ  умеренности  во  всем*,  к*  порядку,  и  не  допр-
   20   21   22   23   24   25   26   27   28