Page 24 - Мысли о желательных началах
P. 24
— 13 — _ 19 —
Что же касается до дѣтспой живости и рѣзвости, то такъ называемой дикости, происходящей изъ нездраваго
нндлежитъ проивленію молодыхъ силъ и веселому ихъ вза- самолюбія, и нерѣдко приводящей къ сближенію съ дур-
имнодѣйствію давать просторъ, впрочемъ съ заботливым-ь нымъ обществом*!,.—Ошибки въ воспитаніи, какъ поло-
шшравленіемъ, не допускающим*!, до иеограничеішаго про- жительный, такъ и ошибки упущенія, вмѣсто без плоде аго
извола рѣзвящихся. А въ играхъ дѣтей проявляющееся всчисленія ихъ, могутъ быть усматриваемы въ качествѣ
начало самодѣятельности имѣетъ свою цѣну, время же противоположностей при вынсневіи желательныхъ првнци-
дѣтскихъ рекреацій представляетъ воспитателямъ немалое повъ воспвтаніи, бывшихъ предметом*!, настоящаго чтенія;
удобство къ наблюдеиію за характерами и ко вліянію на но кромѣ разсмотрѣнныхъ общихъ началъ, должны быть
нихъ. соблюдаемы и нѣкоторыя особыя воспитательны)! усдовія,
Почтительное отиошеніе дѣтей къ родителямъ и воспи- который, съ ювѣстныхъ возрастовъ, развѣтвляются, хотя
тателямъ не нарушается участіемъ воспитывающихъ, при- ж должны вести къ одной общечеловѣческой цѣли.
нимаемымъ въ дѣтскихъ завятіяхъ, такъ же кааъ и близость Такъ, для дѣтой женскаго пола, надлежать, въ виду
къ дѣтямъ не только не вредить дѣтской откровенности, оеобаго и важнаго призванія женщины, — содѣйствовать
но и ободряегь, и вызываетъ ее. При ѳтомъ однако ну- * развитію въ дѣвицахъ жачествъ, готовящихъ ихъ къ
женъ авторитета, съ контролемъ надъ словами дѣгскими. пользѣ, отъ нихъ ожидаемой.—Составлять счастіе суп-
Желательно, чтобы дѣти пріучадись говорить нѣсколько руга, воспитывать хорошо дѣтей своих*!., быть наставни-
подумавши. Несообразно съ воспитательными цѣлями за- цею, хорошею хозяйкою, опорою престарѣлыхъ родите-
бавляться дѣтскою говорливостью, или восхищаться ею, лей, быть утѣшительницею скорбныхъ, оказывать бла-
принимая ее за даровитость, между тѣмъ какъ болтовня готворное вліяніе на общественный быть,—все это суть
пріучаета къ отсутетвію мышленія и къ происходящей драгоцѣнные самоцвѣтные каменья вѣнца женщины. А
изъ того пустотѣ и безполезности въ жизни. если бы одаренный ими стали бы отказываться огь этихъ
Для избѣжанія самодовольства и односторонности въ свѣ иыхъ особенностей призванія и миесіи женщины, какь
воснитываемыхъ не слѣдуетъ ихъ уединять, а полезно, бы желая промѣнить свое призваніе на мужское, то это
при осторожномъ выборѣ и при несмѣшеніи возрастов*!, было-бы иевѣрпымь пониманіемъ истиннаго женскаго
доставлять дѣтямъ свидаиія съ другими дѣтьми. При этомъ достоинства. Вѣдь незамѣнимы благотворное вліяніе ма-
должно направлять воснитываемыхъ не преувеличивая тери на дѣгей, сестеръ на братьевъ, женская способ-
внѣшнихъ нроявденій надзора, a пріучая ихъ постепенно ность къ воспитанію дѣтей, даръ нѣжнаго ухода за
къ нользованію свободой, потому что, чрезъ это, воля страдальцами, и другія проявленія ихъ благотворной дѣ-
ихъ, не подавляемая, но направляемая, пріобыкнетъ ста- ятельности, и вліянін ихъ на тонъ и нравы общества.
новится какъ бы на ноги, а въ свое время начнет*!, са- Самыя возвышенный чувства самппожертвованія нерѣдко
мостоятельную жизнь, подобно началу пути мореходца, обязаны бывають вліанію женщины, соотвѣтствующей
имѣющаго компась. своему признанно и в о одушевляющей мужчину.
Въ виду же того, что воспитываемые предназначаются Относительно женскаго воспитанія замѣтить должно,
для < бытія союзиаго», то-есть для жизни и семейной, и что для того, чтобы въ немь не брала перевѣса сильная
общественной, сл. ея различными требованиями и обязан- впечатлительность ихъ,—надъ разсудительностію, надле-
ностями,—не сдѣдуетъ допускать въ молодых*!, дюдяхь житъ развивать въ вихъ логическое и спокойное ко всему