Page 21 - Мысли о желательных началах
P. 21

—  16                                                                                 _  и    _
                      Въ  качеетвахъ  умственной  пищи  нужно  осторожное  раз-                           чтобы  молодые  читатели  имѣли  бы  возможность   перехо-
                    личеніе  главнаго  отъ  второстепенного,  элементариаго  отъ                          дить:  съ  предметовъ  иеторичеекихъ,  на  предметы   есте-
                    менѣе  доступнаго,  Гдѣ  нужно  еще  питать  молокомъ  на-                            етвоиспытанія,  а  отъ  нихъ  къ  біограФичеекюгь  чтеніямъ,
                    чальных!»  ионятій,  тамъ  было  бы  преждевременны®!-,  да-                          путешествіямъ   и  лучшимъ   произведеніямъ   слхівесноети.
                    вать  уже  твердую  пищу  высшихъ   истинъ.  И  преждевре-                            Для  назидаяія  ихъ  чрезвычайно   полезны   новѣетвовавія
                    менны  еще  подробности  тамъ,  гдѣ  не  было  дано  и  общаго                        о  жизни  святыхъ,  ибо  ихъ  дримѣры  кмѣютъ  могуществен-
                    повяіія,  А  самыя  общія  понатіа  должно  давать,  и  при                           ное  дѣйствіе  на  волю.  А  Св.  Писаніе  должно  занимать
                    уменыленномъ    масштабѣ,   всегда  такъ,  чтобы  они  пред-                          цеятръ  чтеній.  .Наковедъ  важенъ  и  педагогическій  нланъ
                    ставляли  вѣчто  цѣяое,  а  не  отрывочный  свѣдѣнія,  мало  а                        чтеній,  при  которомъ  молодые  читатели  не  бросались  бы
                    сримѣнимыя   безъ  основныхъ  истинъ.                                                 на  книга,  случайно   попадаюгдіяся  и  занимающін   *ихъ
                      Надо  стараться,  чтобы  дѣти  не  оставались  безъ  какого-                        безъ  всякой  пропорциональности  предмета  ихъ  съ  други-
                    либо  занятія  и  никогда  не  предавались  бы  такъ  называе-                        ми  предметами,  а  получали  бы  выясиеиіе  одного  чрезъ
                                                                                                                4
                    мой  скукѣ,  порождающей  все  дурное.  Хорошо  направлен-                           другое ).
                    ный  дѣти  любятъ   чтеніе,  чѣжь  надлежать    педагогамъ                             .. Здѣсь  можно  упомянуть  о  замѣчатеяьномъ  недагогичв-
                    пользоваться,  зная,  что  чрезъ  чтеиіе  пріобрѣтаются  знанія                       свомъ  пріемѣ  внушенія  добрыхъ  мыслей'  и  чувствъ  сво-
                    даже  лучше,  нежели   чрезъ  уроки.  Книги  же,  даваемыя                            ими»  дѣтямъ,  какого  держались  нѣкоторыя  матери,  пріу-
                    воспитываемым!»,  должно  подвергать  предварительному  раз-                          чавтія  дѣтеі  къ  самоиспытанію,  при  заннсыванін  дѣтши
                    смотрѣнію,  для  изслѣдовавія  нааравленія  авторовъ  и  для                          о  поступкахъ,  бывшихъ-  во  время  ихъ  игръ,  прогулокъ  и
                    отстраненія  всего,  могущаго  быть  вредными  для  молодыхъ                          прочихъ  обстоятвльствъ  дѣтскаго  дня,  Матери,  при  раз-
                    читателей.  Иначе,  дающіе  имъ  книги  безъ  разбора,  мо-                           смотрѣвіи  дѣтскихъ  дневничковъ,  писали  тамъ  свои  замѣ-
                    гутъ  сдѣлаться  безсознательными  орудіями  неизвѣстныхъ                             чанія  о  поведеніи   дѣтей  и  наставіевія.  Ваослѣдствіи,
                    имъ  и  нежелательныхъ    вліяній.  A  вѣдь  и  земледѣлецъ,                         къ  этому  присоединялись   дѣяавпгіяся  тѣми,  уже  подра-
                    приготовивший   почву  для  посѣва,  не  согласится  дать  за-                       ставпшми ' дѣтьми,  выписки  изъ  читаемыхъ  ими   книга  и
                    сѣвать  ее  не  тѣми  сѣменами,  для  которыхъ  онъ  ее  гото-                       вопросы,  ихъ  интересовавшие,  на  которые  давали  отвѣты
                    вилъ.  Тѣмъ  болѣе  нужда  осторожность  въ   выборѣ   дѣт-                          родители,  ведшіе  съ  своей   стороны  иеморіалы   о  ходѣ
                    екаго  чтеніа,  въ  виду  тенденцій,  шцущихъ  теперь  завла-                        восшташя     дѣтей.  Это  представляло  и   исихологаческій
                    деть  воспитаніемъ  и  вносящихъ  вредное  подъ  благовид-                           интересъ.
                    ными  оболочками.  А  потребность  въ  чтевім  должна  быть                             Въ  планъ  восяитанія  должны  быть  введены'  и  дѣтсвія
                    удовлетворяема  въ  соразмѣрности  съ  возрастами   и  сте-                          удовольствия,  но  они  должны  быть  нростыя;   осложняю-
                    пенью  развитая  воспитываемыхъ,—Составленіе     для  нихъ                           щая  же  и  портящая  ихъ  роскошь  даетъ  имъ  не  дѣтешй,
                    избранныхъ   библіотекъ  должно  занять  значительное  мѣсто                         а  суетный  характеръ.   Притомъ,   преждевременное   сопо-
                    въ  дѣлѣ  воспитанія  и  образования,  хотя  и  не  слѣдуетъ                         ставленіе  дѣтскаго  быта  со  евѣтскими  развлечешями  ве-
                    преувеличивать  цѣны   одной  начитанности,  могущей    по-                          детъ  къ  тому  прееыіденію  жизаію,  которое  столь  часто
                    давлять  самостоятельную  деятельность  мысли.  Въ  выборѣ                           встрѣчается  въ  молодомъ  поколѣвіи.
                    книгь  дѣтской  и  ученической  библіотеки  слѣдуега  избѣ-
                    гать  односторонности,   а  составлять   библіотеку   такъ,                            s )  „Liber-librum  ajieril",—гов&ривалось  въ  страну.
   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26