Page 16 - Мысли о желательных началах
P. 16
ясняется современная рааслабленность воли! Другое щѣііК она роковой необходимости. Поэтому весьма ошибочно
тельное средство противъ атоніи в о « — есть дѣятельаость миѣніе нѣкоторыхъ о безусловной наслѣдственности нобу-
жденій и проявленій воли,-—• предположение, доходящее до
трудовая, и работа мысли, да и всякая деятельность, такт,
• Фаталлистическаго объясненія дѣйетвій человѣческихъ какъ
какъ ори ввутреннемъ двнженіи, называемом ь трудовымъ
бы механическими законами.
усяиіемъ, сила воли возбуждается и стремится кь избран-
ной цѣли. А въ устрешеніи воли къ намѣченной цѣли ІІѢкоторый атавигмъ, несомнѣпно, есть преимущественно
съ полными соглаеіемъ на средства, ведущія г ь цѣли, въ наклонноетяхъ темперамента, съ которыми нмѣетъ дѣ-
ло воспитаніе, старающееся ослабить раждаемыя ими увле-
заключается рѣшимость, безъ которой немыслимо преу-
ченія,— но нѣтъ достаточнаго основанія къ выводу не-
спѣяяіе.
,,Кто научился возбуждать въ воспитываемым рѣши- вмѣнііемоети проявленій воли, уклоняющейся отъ добра; а
мость, тот ужам тайну восттшиіясказали Преоев. иначе приходилось бы признавать и подвиги добродѣтели
непроизвольными. Такое мнѣніе столь же невѣрно, какъ
Макарій Томскій •). и то, которыми признавали совершенство прирожден-
Очень важно то время развитая дѣтей, когда въ нихъ ными.
начинаютъ проявляться первые признаки сознанія добра. Противъ маѣнія о леизмѣняемоети природныхъ наклон-
Это выражается въ охотвомъ послушаніи дѣтей и въ ихъ ностей говорить и Факты самоисправленія. Возьмемъ на-
сожалѣвіи о проступочважъ, въ воторыгь просить они примѣръ одинъ изъ нихъ, даже Факта изъ древняго міра,
прощенія. Въ этомъ Фактѣ уже замѣтно присутствіе совѣ- руководствовавшагося еще одними естественными заіго-
СТИ, дающей и дѣтскому сердцу различать доброе огь номъ. 'Такъ, однажды, повстрѣчадся сь Сожратомъ чело-
яедобраго, при ощущеніи удовольствія при хорошемъ но» вѣкъ, его не знавшій, и сказали, при весьма не-
ступкѣ, или же чувства грусти поелѣ ошибочнаго. красиваго лица Оократова: <вотъ идетъ видѣ имѣю-
чеіовѣкъ,
Замѣтить можно въ этомъ психологическомъ явженіи,
щій всѣ пороки, что и по наружности его видно». Когда же
что нерѣдко внутреннее чувство дитяти опережаетъ и дѣ-
Сократовы ученики обидѣлись тѣмъ за учителя, то Со-
лаемыя совнѣ внушенія. А истинное носпитаніе должно
крата ежазадъ имъ: < Вѣдь не ошибся встрѣчный, такъ
всячески содѣйствовать развитію внимательности къ внут-
какъ, дѣйствителыю, были во мнѣ отъ природы всѣ дур-
реннему внушенію. ныя наклонности, но, при помощи свыше, удалось
Чѣмъ раньше стянуть дѣти ощущать жъ добру влече- мнѣ
искали
Не
в
человека
ли
такого
віе. тѣмъ слабѣе и рѣже будутъ проявляться въ нихъ ихъ переработать». дна съ зажженными Фонаремъ? Но Діо-
среди
для
генъ
бѣлаго
недобрыя ихъ наклонности, Далѣе можетъ уже начаться нась, живущпхъ при сіяніи нолнаго евѣта, а именно при
персвѣсъ хорошихъ наклонностей иадъ дурными, и дойти озареніи Благодатію, явственно, изъ всей Христіанской
и до жедательнѣйшаго навыка сердца къ добру. Агіологіи, что и прирожденный человѣку наклонности не
Хотя же воля человѣческая, въ теперешиемъ состояніи,
наклонна къ уклоненію отъ добра, однако неподчинена имѣютъ свойства Фатальной неизмѣняемости и не отнкма-
ютъ свободы у воли. Житія людей, соединявшихъ свою
немощную волю со всесильною Божіею волею, оставили
нами неотразимыя евидѣтельствн о возможности веецѣ-
1) Въ своемъ чтеніи о жежкомъ образованы, m 1902 году ш !пар-
хіадыюмт. домѣ въ Мосвтвѣ. даго измѣненія въ ваправлевіи своей воли и всѣхъ ея