Page 16 - Мысли о желательных началах
P. 16

ясняется  современная  рааслабленность  воли!  Другое  щѣііК  она  роковой  необходимости.  Поэтому  весьма  ошибочно
 тельное  средство  противъ  атоніи  в о «  —  есть  дѣятельаость  миѣніе  нѣкоторыхъ  о  безусловной  наслѣдственности  нобу-
              жденій  и  проявленій  воли,-—•  предположение,  доходящее  до
 трудовая,  и  работа  мысли,  да  и  всякая  деятельность,  такт,
             • Фаталлистическаго  объясненія  дѣйетвій  человѣческихъ  какъ
 какъ  ори  ввутреннемъ  двнженіи,  называемом  ь  трудовымъ
              бы  механическими  законами.
 усяиіемъ,  сила  воли  возбуждается  и  стремится  кь  избран-
 ной  цѣли.  А  въ  устрешеніи  воли  къ  намѣченной  цѣли  ІІѢкоторый  атавигмъ,  несомнѣпно,  есть  преимущественно
 съ  полными  соглаеіемъ  на  средства,  ведущія  г ь  цѣли,  въ  наклонноетяхъ  темперамента,  съ  которыми  нмѣетъ  дѣ-
              ло  воспитаніе,  старающееся  ослабить  раждаемыя  ими  увле-
 заключается  рѣшимость,  безъ  которой  немыслимо  преу-
              ченія,—  но  нѣтъ  достаточнаго  основанія  къ  выводу  не-
 спѣяяіе.
 ,,Кто  научился возбуждать  въ  воспитываемым  рѣши-  вмѣнііемоети  проявленій  воли,  уклоняющейся  отъ  добра;  а
 мость,  тот  ужам тайну восттшиіясказали  Преоев.  иначе  приходилось  бы  признавать  и  подвиги  добродѣтели
             непроизвольными.   Такое   мнѣніе  столь  же  невѣрно,  какъ
 Макарій  Томскій  •).  и  то,  которыми  признавали  совершенство  прирожден-
 Очень  важно  то  время  развитая  дѣтей,  когда  въ  нихъ  ными.
 начинаютъ  проявляться  первые  признаки  сознанія  добра.  Противъ  маѣнія  о  леизмѣняемоети  природныхъ  наклон-
 Это  выражается  въ  охотвомъ  послушаніи  дѣтей  и  въ  ихъ  ностей  говорить  и  Факты  самоисправленія.  Возьмемъ  на-
 сожалѣвіи  о  проступочважъ,  въ  воторыгь  просить  они  примѣръ  одинъ  изъ  нихъ,  даже  Факта  изъ  древняго  міра,
 прощенія.  Въ  этомъ  Фактѣ  уже  замѣтно  присутствіе  совѣ-  руководствовавшагося  еще  одними  естественными  заіго-
 СТИ,  дающей  и  дѣтскому  сердцу  различать  доброе  огь  номъ.  'Такъ,  однажды,  повстрѣчадся  сь  Сожратомъ  чело-
 яедобраго,  при  ощущеніи  удовольствія  при  хорошемъ  но»  вѣкъ,  его  не  знавшій,  и  сказали,  при  весьма  не-
 ступкѣ,  или  же  чувства  грусти  поелѣ  ошибочнаго.  красиваго  лица  Оократова:  <вотъ  идетъ  видѣ  имѣю-
                                                        чеіовѣкъ,
 Замѣтить  можно  въ  этомъ  психологическомъ  явженіи,
             щій  всѣ  пороки,  что  и  по  наружности  его  видно».  Когда  же
 что  нерѣдко  внутреннее  чувство  дитяти  опережаетъ  и  дѣ-
             Сократовы    ученики  обидѣлись  тѣмъ   за  учителя,  то  Со-
 лаемыя  совнѣ  внушенія.  А  истинное  носпитаніе  должно
             крата   ежазадъ  имъ:  < Вѣдь  не  ошибся  встрѣчный,  такъ
 всячески  содѣйствовать  развитію  внимательности  къ  внут-
             какъ,  дѣйствителыю,  были  во  мнѣ  отъ  природы  всѣ  дур-
 реннему  внушенію.  ныя  наклонности,  но,  при  помощи  свыше,  удалось
 Чѣмъ  раньше  стянуть  дѣти  ощущать  жъ добру  влече-    мнѣ
                                                          искали
                                  Не
                                                                  в
                                                человека
                                            ли
                                      такого
 віе.  тѣмъ  слабѣе  и  рѣже  будутъ  проявляться  въ  нихъ  ихъ  переработать».  дна  съ  зажженными  Фонаремъ?  Но  Діо-
                   среди
                                                                     для
             генъ
                         бѣлаго
 недобрыя  ихъ  наклонности,  Далѣе  можетъ  уже  начаться  нась,  живущпхъ  при  сіяніи  нолнаго  евѣта,  а  именно  при
 персвѣсъ  хорошихъ  наклонностей  иадъ  дурными,  и  дойти  озареніи  Благодатію,  явственно,  изъ  всей  Христіанской
 и  до  жедательнѣйшаго  навыка  сердца  къ  добру.  Агіологіи,  что  и  прирожденный  человѣку  наклонности  не
 Хотя  же  воля  человѣческая,  въ  теперешиемъ  состояніи,
 наклонна  къ  уклоненію  отъ  добра,  однако  неподчинена  имѣютъ  свойства  Фатальной  неизмѣняемости  и  не  отнкма-
             ютъ  свободы  у  воли.  Житія  людей,  соединявшихъ   свою
             немощную   волю  со  всесильною   Божіею  волею,   оставили
             нами   неотразимыя   евидѣтельствн  о  возможности   веецѣ-
 1)  Въ  своемъ  чтеніи  о  жежкомъ  образованы,  m  1902  году  ш  !пар-
 хіадыюмт.  домѣ  въ  Мосвтвѣ.  даго  измѣненія  въ  ваправлевіи  своей  воли  и  всѣхъ  ея
   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21