Page 11 - Мысли о желательных началах
P. 11

—  Г.  —                                                                            «та м  ^  т и м

                      Сидьнѣйшее   вліяніе  т а  возникающую  въ  ДИТЯТИ  душев-                        Цѣлію  педагогических*!,  исиравительныхъ  мѣръ  и  есть  одно
                   ную   жизнь   имѣетъ   первая  воспитательница    человѣка:                          возстановленіе  нравственной   нормы,  а  не  возмездіе  и  не
                   мать.  Ея  внушевія  и  самыя  ласки  прямо  дѣйствуютъ  на                          устрашеніе.  По духу  древняго  слова:  «наказаніе»,  означа-
                   дѣтстое  сердце.  Мать  учить  дитя  молиться,  привлекая  въ                        ющаго   собственно  иаучепіе,  иаставленіе  — истинные  во-
                   тому  примѣромъ   СІІОИМЪ;  она  старается  водворять  любовь                        спитатели,  вѣра  добру  въ  чедовѣкѣ,  свидѣтедъствуемому
                   между  дѣтьми;  она  съ  живымъ  участіемъ  входить  во  все                         внутрешшмь     законом*!,,  то  есть  совѣстію,  никогда  не
                   занимающее    дѣтей;  она  учить  ихь  не  быть  эгоистами-                          теряютъ  надежды  на  возетаиовденіе  согдасія  душа  съ  ея
                   угомоняетъ  малевькижъ  забіякъ,  мирить  дѣтскія  несоигасія'                       внушенінми,   если  и  видятъ  уклоненіе  води  отъ  нормы,
                   она  вызываетъ   откровенность  дѣтсй;  она  пріучаетъ  ихь                          случайно   приразившееся.   Они  знаютъ,   что  въ
                                                                                                                                                           глубинѣ
                   помогать  нуждающимся,  она даетъ  первые  назиданія  дѣтямъ,                        души  есть  неугасимая  искра  добра,  которая,  подъ  вѣяніемъ
                   и ограждаетъ  ихъ  отъ  всяваго  вреда,  какъ  птевцовъ  крыль-                      любви,  можетъ  разгорѣться  въ  живительный  пламень.  Это
                   ями  покрываемых*!»,
                                                                                                        относится  къ  іюзднѣйшнмъ  періодамъ  восгіитанія,  но  здѣсь
                     Вгюслѣдствіи  присоединяется  къ  этому  вліявію,  уподо-                          умѣстно   высказать,  что—открыть    глубоко  таящееся  въ
                  бляющемуся    провидѣнію,—-вліяніе  отца,  преимущественно                            душѣ  доброе   чувство,  помочь  ему  вынаружиться  и  уси-
                  дѣйствующаго   на  разумъ  и  волю  дѣтей.                                            литься  до  самаго  преододѣнія  препятствій,  есть  дѣдо  хри-
                    Еъ   жедатедьнымъ     свойствамъ   родительскаго  вліяпія                           стіанскаго  педагога,  несравненно   большее,  нежели  одно
                  должно  отнести  также  и истинную твердость,  составляющую                           содѣйствіе  развитію  способностей,  или  одно   поощреніе
                  средину  между   елабоетію   и  жесткостію;   спокойная   и                           того,  что  не  требовало  исправлен!«.  Для  вняенеаія  же
                  любвеобильная    твердость,  неразлучная   съ  терпѣніемъ,                            того,  какой  лучшій  способъ  для  достиженія  исправленія,
                  умѣетъ  давать   благотворный   приказанія,  въ  которыхъ                             обратимся   жъ  аналоги  съ  Физическою   природою,   Такъ
                  нѣтъ  ни  колебанія,  ни  раздраженія.  Прюгазаяіі  лучше  не                         напришѣръ   медикъ,  дабы  оказать  помощь  организму,  от-
                  учащать,  однако  и  обобщать  ихъ  почти  бесполезно,  при                           ступившему    отъ  ішрмалышхъ    условій  здоровья,  сперва
                  дѣтскоі  забывчивости,  и  въ  этомъ  также  нужно   наіти                            преграждает!,  вредныя  вліянія,  подчинив*!,  его  діэтетичѳс-
                  средину.  Притомъ  въ  однихъ  возрастах*!,  нужны  прика-                            кимъ   условінмъ.  А   потомъ   уже  избираетъ    средство,
                  зали,  а  въ  другихъ  внушенія  и  совѣты:  человѣческое  же                         нротиводѣйствуюгцее    силѣ  болѣзни,  и,  по   мѣрѣ   воз-
                  развитіе  проходитъ  сперва  время  владычества  яаружвыхъ                            можности,  возстановлншщее   равновѣсіе  жизненныхъ  силъ.
                 чувствъ  ж  впечатдѣшй    внѣшняго   міра  и  потому-то  въ                            Подобно  тому   и  для  оказанія  помощи   иротивъ   нрав-
                 этомъ   періодѣ  имѣетъ  нужду  въ  руководствѣ  соввѣ.   А                            ственной  аномаліи  дѣйствій  воли,  надобно  сперва  отстра-
                 къ  позднѣйшему   развит!»  умственной  и  сердечно!  жизни                            нить  вредное  ваііравленіе  ея  и  удалить  возможность  реци-
                 относятся  иныя  воспитательный  вліянія,  требующія  содѣй-                           дива,  а  потомъ  дать цѣлимой  волѣ  точку  опоры  для  обрат-
                 ствія  самихъ  воспитываемых*!,.  Истинная  педагогія,  при-                           наго  ея  движенія  къ  добру,  и  воля  тогда  пріобрѣтетъ
                 томъ,  дѣйствуѳтъ   на  волю  воспитываемаго   съ  вѣжною                              обновленный  силы  къ  возстановлеиію  правильпаго  своего
                 о ст о р о ж I ! о сті ю,  подобно  нашбанію  вѣгочки растенія,  дѣлае-               дѣйствія.  Поддержать   слабаго  есть  дѣло  и  медика,  и  пе-
                 мому  безъ  надлома.  Но  ни  одной  нравственной  аномаліи                           дагога,  и  насколько  для  перваго   важень   діагнозъ,  на
                 не  должно  оставлять  безъ  виішанія  въ  дѣлѣ  воспитанія.                          столько   для  поелѣдняго  необходимо  быть  психологомь  и
                 а  надлежать   исправлять,  подобно   вправленію   вывиха.'                           примѣиять  свои  мѣры  къ характерам!»  или  темпераментамъ,
   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16