Page 15 - Мысли о желательных началах
P. 15

ясняется  современная  рааслабленность  воли!  Другое  щѣііК                        она  роковой   необходимости.  Поэтому   весьма  ошибочно
                     тельное  средство  противъ  атоніи  в о «  —  есть  дѣятельаость                     миѣніе  нѣкоторыхъ  о  безусловной  наслѣдственности  нобу-
                                                                                                          жденій  и  проявленій  воли,-—•  предположение,  доходящее  до
                      трудовая,  и  работа  мысли,  да  и  всякая  деятельность,  такт,
                                                                                                         • Фаталлистическаго  объясненія  дѣйетвій  человѣческихъ  какъ
                      какъ  ори  ввутреннемъ  двнженіи,  называемом  ь  трудовымъ
                                                                                                          бы  механическими  законами.
                      усяиіемъ,  сила  воли  возбуждается  и  стремится  кь  избран-
                      ной  цѣли.  А  въ  устрешеніи  воли  къ  намѣченной   цѣли                            ІІѢкоторый  атавигмъ,  несомнѣпно,  есть  преимущественно
                      съ  полными   соглаеіемъ  на  средства,  ведущія  г ь  цѣли,                        въ  наклонноетяхъ  темперамента,  съ  которыми  нмѣетъ  дѣ-
                                                                                                          ло  воспитаніе,  старающееся  ослабить  раждаемыя  ими  увле-
                      заключается  рѣшимость,   безъ  которой  немыслимо    преу-
                                                                                                          ченія,—  но  нѣтъ  достаточнаго   основанія  къ  выводу  не-
                      спѣяяіе.
                        ,,Кто   научился возбуждать       въ  воспитываемым   рѣши-                       вмѣнііемоети  проявленій  воли,  уклоняющейся  отъ  добра;  а
                      мость,   тот   ужам тайну восттшиіясказали           Преоев.                        иначе  приходилось  бы  признавать  и  подвиги  добродѣтели
                                                                                                          непроизвольными.  Такое   мнѣніе  столь  же  невѣрно,  какъ
                      Макарій  Томскій  •).                                                               и  то,  которыми   признавали   совершенство    прирожден-
                        Очень  важно   то  время  развитая  дѣтей,  когда  въ  нихъ                       ными.
                      начинаютъ   проявляться  первые  признаки   сознанія  добра.                          Противъ  маѣнія  о  леизмѣняемоети  природныхъ   наклон-
                      Это  выражается  въ  охотвомъ  послушаніи  дѣтей  и  въ  ихъ                        ностей  говорить  и  Факты  самоисправленія.  Возьмемъ  на-
                      сожалѣвіи  о  проступочважъ,   въ  воторыгь   просить   они                         примѣръ  одинъ  изъ  нихъ,  даже  Факта  изъ  древняго  міра,
                      прощенія.  Въ  этомъ  Фактѣ  уже  замѣтно  присутствіе  совѣ-                       руководствовавшагося   еще   одними  естественными   заіго-
                      СТИ,  дающей   и  дѣтскому   сердцу  различать  доброе  огь                         номъ.  'Такъ,  однажды,  повстрѣчадся  сь  Сожратомъ  чело-
                      яедобраго,  при  ощущеніи  удовольствія  при  хорошемъ  но»                         вѣкъ,  его  не  знавшій,  и  сказали,  при      весьма  не-
                      ступкѣ,  или  же  чувства  грусти  поелѣ  ошибочнаго.                              красиваго  лица  Оократова:  <вотъ  идетъ  видѣ      имѣю-
                                                                                                                                                    чеіовѣкъ,
                        Замѣтить   можно   въ  этомъ  психологическомъ   явженіи,
                                                                                                         щій  всѣ  пороки,  что  и  по  наружности  его  видно».  Когда  же
                      что  нерѣдко  внутреннее  чувство  дитяти  опережаетъ  и  дѣ-
                                                                                                         Сократовы    ученики  обидѣлись  тѣмъ   за  учителя,  то  Со-
                      лаемыя   совнѣ  внушенія.  А  истинное  носпитаніе  должно
                                                                                                         крата   ежазадъ  имъ:  < Вѣдь  не  ошибся  встрѣчный,   такъ
                      всячески  содѣйствовать  развитію  внимательности  къ  внут-
                                                                                                         какъ,  дѣйствителыю,  были  во  мнѣ  отъ  природы  всѣ  дур-
                      реннему  внушенію.                                                                 ныя   наклонности,  но,  при  помощи  свыше,        удалось
                        Чѣмъ   раньше   стянуть  дѣти  ощущать  жъ добру   влече-                                                                      мнѣ
                                                                                                                                            человека
                                                                                                                                         ли
                                                                                                                              Не
                                                                                                                                  такого
                                                                                                                                                      искали
                                                                                                                                                              в
                      віе.  тѣмъ  слабѣе  и  рѣже  будутъ   проявляться  въ  нихъ                        ихъ  переработать».  дна  съ  зажженными  Фонаремъ?  Но  Діо-
                                                                                                                                                                 для
                                                                                                                     бѣлаго
                                                                                                               среди
                                                                                                         генъ
                      недобрыя   ихъ  наклонности,  Далѣе  можетъ   уже  начаться                        нась,  живущпхъ   при  сіяніи  нолнаго  евѣта,  а  именно  при
                      персвѣсъ  хорошихъ   наклонностей   иадъ  дурными,  и  дойти
                                                                                                                                                       Христіанской
                                                                                                         озареніи
                                                                                                                                                 всей
                                                                                                                                            изъ
                      и  до  жедательнѣйшаго  навыка  сердца  къ  добру.                                 Агіологіи,  Благодатію,  явственно,  человѣку  наклонности  не
                                                                                                                    что
                                                                                                                         и
                                                                                                                           прирожденный
                         Хотя  же  воля  человѣческая,  въ  теперешиемъ  состояніи,
                      наклонна   къ  уклоненію   отъ  добра,  однако  неподчинена                        имѣютъ   свойства  Фатальной  неизмѣняемости  и  не  отнкма-
                                                                                                         ютъ  свободы   у  воли.  Житія  людей,  соединявшихъ  свою
                                                                                                         немощную    волю  со  всесильною  Божіею  волею,   оставили
                                                                                                         нами   неотразимыя   евидѣтельствн  о  возможности   веецѣ-
                        1)  Въ  своемъ  чтеніи  о  жежкомъ  образованы,  m  1902  году  ш  !пар-
                      хіадыюмт.  домѣ  въ  Мосвтвѣ.                                                      даго  измѣненія   въ  ваправлевіи  своей  воли  и  всѣхъ  ея
   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20