Page 14 - Мысли о желательных началах
P. 14
' Зиавіе свойств* темперамента, различающих* йоСои- тѣмъ поддерживающее хорошее направлете нжъ боли. Ö
тываемыхъ, необходимо для воспитателей, чтобы не давать вредѣ же незаслуженных* похвал* и говорить нечего,—
усиливаться крайним* своіствамъ сложеній, равно как* и о ®аворитизмѣ между дѣтьми со стороны
Такъ, напримѣръ, для характеров* мягких*, скоровоз- родителей, порождающем* въ дѣтяхъ зависть.
будимыхъ, чувствительныхъ и быстро переходящихъ съ Въ семейном* быту неумѣетно соревнование « непо-
однихъ впечатдѣній на другія, — необходимо сдерживаніе, лезны награды, замѣняющія хорошее побуждевіе лишь
чтобы не доходили они до легкомысленной опрометчивости, внѣшнимъ стимулом*. Необходимых* замѣчаній и вну-
Но у нихъ хороша восприимчивость. шеніі не слѣдуеть смѣпгавать еъ упреками, такъ как*
На темпераменты противоположных* евойствъ, а именно эти посдѣдніе как* бы признают* обычным* явленіемъ
замкнутые, расположенные къ грусти, обидчивости и к* проступки воспитываемых*, тогда и свыкающихся съ не-
преувеличиванію значенія получаемых* впечатлѣтній, на- достатками своими, причем* не стараются исправляться
добно дѣйствовать ласковым* обращеаіемъ, дабы вызы- отъ нихъ. А выговоров* не слѣдуетъ превращать въ
вать ихъ откровенность и привлекать ихъ къ щедрости, личные приговоры *). Дабы давать направление, отстраняя
довольно для нихъ трудной '). нежелательное, не всегда нужны и ооучеаія, если бывает*
Темперамента«., расположенным* къ упрямству, надле- достаточно возбудить разсудительность.
житъ давать испытывать его послѣдствія. а чтобы испра- Главною задачею педагогов* должно быть воспитаніе
влять ихъ отъ самонадѣяввости, вадобво давать этим* воли, которая есть основная, центральная сила души че-
темпераментамъ видѣть ихъ ошибки,—на жесткость же ловѣческой, зависящая от* сердца. «Воспитаніе и образо-
сердца дѣйствовать возбуждая чувство жалости *), ваніе должны въ сердцѣ укореняться, чтобы не оставаться
А въ темпераментахъ безпечныхъ, лѣнивыхъ, необхо- мертвыми и безшгодными», сказал* христіанскій ФИЛОСОФ*
s
димо возбуждать любознательность, показывая преиму- именовавшій Спасителя Педагогом человечества ).
щество знаніі и благотворительную самодеятельность, Воля не должна быть подавляема, но ей слѣдуетъ да-
а хорошей сторонѣ этого иебогатаго темперамента, со- вать ваправлевіе: къ избран!» добра и уклонению отъ
стоящей въ невозмутимости, давать направленіе обдуман- противоположная добру; въ случаѣ же ютступленія es
иаго спокойствія. отъ нравственнаго закона.— тавія проявленія злой воли
Но, кромѣ этих* главных* типов* темперамента, су- подлежат* ограничен!», доброе же стремленіе ея нуждается
ществуют* и оттѣнки нжъ, вслѣдствіе различныхъ при- въ опорѣ. При этих* условіяхъ, воля должна быть укрѣп-
рожден ныхъ соединепій тѣхъ сложеній, надъ уравновѣше- ляема. Сильнѣйшею опорою для воли служат* внутрейнія
іііемъ которыхъ и должно работать воспитаніе. убѣждевія. Кто имѣетъ убѣждевія религіозныя, тот* имѣ-
Въ чаелѣ педагогических* мѣръ въ особенности по- етъ неисчерпаемый источник* сил*, Забвеніемъ этого объ-
лезно справедливое одобреніе, соотвѣтствующее дѣйстви-
тельвому уепѣху и внутреннему чувству одобряемых*, а
*) Напримѣръ. есть педагогическая разница между внупгеніемт», что
поступок* былъ нехорош*, и—выраженіемъ присудителышмъ: тн него-
я
В У ЭІЙХТ. темпераментов'!» хорошо основательное веішаше, дяй'у и тому подобными.
*) А У »того сложеиія хорошо свойство постоянства въ предприня- ч *) Климентъ Александрійскій, въ Стромат. 1, 2,—и въ ішигѣ: Т Пе-
то**. дтогА, на этой истипѣ и основа,иной.