Page 14 - Мысли о желательных началах
P. 14

' Зиавіе  свойств*  темперамента,  различающих*  йоСои-  тѣмъ  поддерживающее  хорошее  направлете  нжъ  боли.  Ö
 тываемыхъ,  необходимо  для  воспитателей,  чтобы  не  давать  вредѣ  же  незаслуженных*  похвал*  и  говорить  нечего,—
 усиливаться  крайним*  своіствамъ  сложеній,  равно  как*  и  о  ®аворитизмѣ  между  дѣтьми  со  стороны
 Такъ,  напримѣръ,  для  характеров*  мягких*,  скоровоз-  родителей,  порождающем*  въ  дѣтяхъ  зависть.
 будимыхъ,  чувствительныхъ  и  быстро  переходящихъ  съ  Въ  семейном*  быту  неумѣетно  соревнование  «  непо-
 однихъ  впечатдѣній  на  другія,  —  необходимо  сдерживаніе,  лезны  награды,  замѣняющія  хорошее  побуждевіе  лишь
 чтобы  не  доходили  они  до  легкомысленной  опрометчивости,  внѣшнимъ  стимулом*.  Необходимых*  замѣчаній  и  вну-
 Но  у  нихъ  хороша  восприимчивость.  шеніі  не  слѣдуеть  смѣпгавать  еъ  упреками,  такъ  как*
 На  темпераменты  противоположных*  евойствъ,  а  именно  эти  посдѣдніе  как*  бы  признают*  обычным*  явленіемъ
 замкнутые,  расположенные  къ  грусти,  обидчивости  и  к*  проступки  воспитываемых*,  тогда  и  свыкающихся  съ  не-
 преувеличиванію  значенія  получаемых*  впечатлѣтній,  на-  достатками  своими,  причем*  не  стараются  исправляться
 добно  дѣйствовать  ласковым*  обращеаіемъ,  дабы  вызы-  отъ  нихъ.  А  выговоров*  не  слѣдуетъ  превращать  въ
 вать  ихъ  откровенность  и  привлекать  ихъ  къ  щедрости,  личные  приговоры  *).  Дабы давать  направление,  отстраняя
 довольно  для  нихъ  трудной  ').  нежелательное,  не  всегда  нужны  и  ооучеаія,  если  бывает*
 Темперамента«.,  расположенным*  къ  упрямству,  надле-  достаточно  возбудить  разсудительность.
 житъ  давать  испытывать  его  послѣдствія.  а  чтобы  испра-  Главною  задачею  педагогов*  должно  быть  воспитаніе
 влять  ихъ  отъ  самонадѣяввости,  вадобво  давать  этим*  воли,  которая  есть  основная,  центральная  сила  души  че-
 темпераментамъ  видѣть  ихъ  ошибки,—на  жесткость  же  ловѣческой,  зависящая  от*  сердца.  «Воспитаніе  и  образо-
 сердца  дѣйствовать  возбуждая  чувство  жалости  *),  ваніе  должны  въ  сердцѣ  укореняться,  чтобы  не  оставаться
 А  въ  темпераментахъ  безпечныхъ,  лѣнивыхъ,  необхо-  мертвыми  и  безшгодными»,  сказал*  христіанскій  ФИЛОСОФ*
                                                                  s
 димо  возбуждать  любознательность,  показывая  преиму-  именовавшій  Спасителя  Педагогом  человечества ).
 щество  знаніі  и  благотворительную  самодеятельность,  Воля  не  должна  быть  подавляема,  но  ей  слѣдуетъ  да-
 а  хорошей  сторонѣ  этого  иебогатаго  темперамента,  со-  вать  ваправлевіе:  къ  избран!»  добра  и  уклонению  отъ
 стоящей  въ  невозмутимости,  давать  направленіе  обдуман-  противоположная  добру;  въ  случаѣ  же  ютступленія  es
 иаго  спокойствія.  отъ  нравственнаго  закона.—  тавія  проявленія  злой  воли
 Но,  кромѣ  этих*  главных*  типов*  темперамента,  су-  подлежат*  ограничен!»,  доброе  же  стремленіе  ея  нуждается
 ществуют*  и  оттѣнки  нжъ,  вслѣдствіе  различныхъ  при-  въ  опорѣ.  При  этих*  условіяхъ,  воля  должна  быть  укрѣп-
 рожден ныхъ  соединепій  тѣхъ  сложеній,  надъ  уравновѣше-  ляема.  Сильнѣйшею  опорою  для  воли  служат*  внутрейнія
 іііемъ  которыхъ  и  должно  работать  воспитаніе.  убѣждевія.  Кто  имѣетъ  убѣждевія  религіозныя,  тот*  имѣ-
 Въ  чаелѣ  педагогических*  мѣръ  въ  особенности  по-  етъ  неисчерпаемый  источник*  сил*,  Забвеніемъ  этого  объ-
 лезно  справедливое  одобреніе,  соотвѣтствующее  дѣйстви-
 тельвому  уепѣху  и  внутреннему  чувству  одобряемых*,  а
                 *)  Напримѣръ.  есть  педагогическая  разница  между  внупгеніемт»,  что
               поступок*  былъ нехорош*,  и—выраженіемъ  присудителышмъ: тн  него-
                                                                  я
 В  У  ЭІЙХТ.  темпераментов'!»  хорошо  основательное  веішаше,  дяй'у  и  тому  подобными.
 *)  А  У »того  сложеиія  хорошо  свойство  постоянства  въ  предприня-  ч  *)  Климентъ  Александрійскій,  въ  Стромат.  1,  2,—и  въ  ішигѣ:  Т Пе-
 то**.        дтогА,  на  этой  истипѣ  и  основа,иной.
   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19