Page 13 - Мысли о желательных началах
P. 13

' Зиавіе  свойств*  темперамента,  различающих*    йоСои-                               тѣмъ  поддерживающее   хорошее   направлете   нжъ  боли.  Ö
                   тываемыхъ,  необходимо  для  воспитателей,  чтобы  не  давать                            вредѣ  же  незаслуженных*  похвал*  и  говорить  нечего,—
                   усиливаться  крайним*  своіствамъ   сложеній,                                            равно  как*  и  о  ®аворитизмѣ  между  дѣтьми  со  стороны
                     Такъ,  напримѣръ,  для  характеров*  мягких*,  скоровоз-                               родителей,  порождающем*   въ  дѣтяхъ  зависть.
                   будимыхъ,   чувствительныхъ   и  быстро  переходящихъ   съ                                 Въ   семейном*   быту  неумѣетно   соревнование  «  непо-
                   однихъ  впечатдѣній  на  другія,  —  необходимо  сдерживаніе,                            лезны  награды,  замѣняющія    хорошее   побуждевіе  лишь
                   чтобы  не  доходили  они  до  легкомысленной  опрометчивости,                            внѣшнимъ   стимулом*.   Необходимых*   замѣчаній   и  вну-
                   Но  у  нихъ  хороша  восприимчивость.                                                    шеніі  не  слѣдуеть   смѣпгавать  еъ  упреками,  такъ  как*
                     На  темпераменты   противоположных*   евойствъ,  а  именно                             эти  посдѣдніе  как*  бы  признают*  обычным*    явленіемъ
                   замкнутые,  расположенные   къ  грусти,  обидчивости  и  к*                              проступки  воспитываемых*,   тогда  и  свыкающихся  съ  не-
                  преувеличиванію   значенія  получаемых*  впечатлѣтній,  на-                              достатками   своими,  причем*  не  стараются   исправляться
                  добно  дѣйствовать  ласковым*   обращеаіемъ,   дабы  вызы-                               отъ   нихъ.  А   выговоров*  не  слѣдуетъ  превращать    въ
                  вать  ихъ   откровенность  и  привлекать  ихъ  къ  щедрости,                             личные   приговоры  *).  Дабы давать  направление,  отстраняя
                  довольно  для  нихъ  трудной  ').                                                        нежелательное,  не  всегда  нужны  и  ооучеаія,  если  бывает*
                     Темперамента«.,  расположенным*    къ  упрямству,  надле-                             достаточно  возбудить  разсудительность.
                  житъ  давать  испытывать   его  послѣдствія.  а  чтобы  испра-                              Главною   задачею  педагогов*   должно  быть  воспитаніе
                  влять  ихъ  отъ  самонадѣяввости,   вадобво  давать  этим*                               воли,  которая  есть  основная,  центральная  сила  души  че-
                  темпераментамъ    видѣть  ихъ  ошибки,—на    жесткость  же                               ловѣческой,  зависящая   от*  сердца.  «Воспитаніе  и  образо-
                  сердца  дѣйствовать  возбуждая  чувство  жалости  *),                                    ваніе  должны  въ  сердцѣ  укореняться,  чтобы  не  оставаться
                     А  въ  темпераментахъ  безпечныхъ,   лѣнивыхъ,   необхо-                              мертвыми   и  безшгодными»,  сказал*  христіанскій  ФИЛОСОФ*
                                                                                                                                                               s
                  димо  возбуждать   любознательность,   показывая   преиму-                               именовавшій   Спасителя  Педагогом    человечества ).
                  щество   знаніі  и  благотворительную    самодеятельность,                                 Воля   не  должна  быть  подавляема,  но  ей  слѣдуетъ  да-
                  а  хорошей  сторонѣ  этого  иебогатаго  темперамента,   со-                              вать  ваправлевіе:  къ  избран!»   добра  и  уклонению  отъ
                  стоящей  въ  невозмутимости,  давать  направленіе  обдуман-                              противоположная     добру;  въ  случаѣ  же  ютступленія  es
                  иаго  спокойствія.                                                                       отъ  нравственнаго   закона.—  тавія  проявленія  злой  воли
                    Но,  кромѣ  этих*   главных*  типов*  темперамента,   су-                              подлежат*  ограничен!»,  доброе  же  стремленіе  ея  нуждается
                  ществуют*   и  оттѣнки  нжъ,  вслѣдствіе  различныхъ  при-                               въ  опорѣ.  При  этих*  условіяхъ,  воля  должна  быть  укрѣп-
                  рожден ныхъ  соединепій  тѣхъ  сложеній,  надъ  уравновѣше-                              ляема.  Сильнѣйшею   опорою  для  воли  служат*  внутрейнія
                  іііемъ  которыхъ  и  должно  работать  воспитаніе.                                       убѣждевія.  Кто  имѣетъ  убѣждевія  религіозныя,  тот*  имѣ-
                    Въ  чаелѣ  педагогических*   мѣръ   въ  особенности  по-                               етъ  неисчерпаемый  источник*  сил*,  Забвеніемъ  этого  объ-
                  лезно  справедливое  одобреніе,  соотвѣтствующее  дѣйстви-
                  тельвому  уепѣху  и  внутреннему  чувству  одобряемых*,  а
                                                                                                             *)  Напримѣръ.  есть  педагогическая  разница  между  внупгеніемт»,  что
                                                                                                           поступок*  былъ нехорош*,  и—выраженіемъ  присудителышмъ: тн  него-
                                                                                                                                                              я
                    В  У  ЭІЙХТ.  темпераментов'!»  хорошо  основательное  веішаше,                        дяй'у  и  тому  подобными.
                    *)  А  У »того  сложеиія  хорошо  свойство  постоянства  въ  предприня-                ч  *)  Климентъ  Александрійскій,  въ  Стромат.  1,  2,—и  въ  ішигѣ:  Т Пе-
                  то**.                                                                                    дтогА,  на  этой  истипѣ  и  основа,иной.
   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18