Page 9 - Мысли о желательных началах
P. 9
семейный быть. И можно сказать, что чего не дала семья, Въ основѣ великаго дѣла воеаитанія должно быть все-
того трудно ожидать отъ училищнаго быта, хотя послѣд- цѣлое посвященіе родителями себя позьзѣ дѣтей, при
ній можетъ и содействовать развитію чувства долга, и сознаніи важности родительскаго призванія. A дѣтское
давать характерамъ нѣкоторую ОТШЛИФОВКУ, чрезъ обраще- послушаиіе отцу и матери есть живая связь съ восхо-
ніе съ товарищами. Конечно, возможны и нѣкоторыя дящею липіею человѣчества и съ Самим* Первообразомъ;
удачныя комбинаціи взаимных* вліяній семьи ж школы, —высоко восходятъ звенья этого послушанія, доводя не
въ особенности при нераннемъ поступлении дѣтей къ только до перваго человѣческаго семейства, но и до Соз-
училища. Но лишь постоянство заботь родительских*, д а в ш а я человѣка по образу Своему и подобію. Таковъ
соединенное съ устойчивостію семейнаго быта, можетъ источник* и авторитета родительского, служащего дѣтямъ
непосредственно способствовать пріобрѣтенію дѣтьми нрав- нравственною опорою. A гдѣ не признают* нужды въ
етвеиныжъ правил* и укорененію добрых* навывовъ, обра- этой опорѣ, там* развитіе дѣтей не можетъ идти пра-
зующихся съ первых* возрастов*. А навыки, впослѣд- вильно. Надобно однако, чтобы и сами родители созва-
ствіи, вѣрно направляемые, могут* пріобрѣсти свойства вали важность своего авторитета, всю цѣиу своей опы-
нравствеянаго порядка, безъ котораго и воспитаніе не тности, и дорожила бы прямым* своим* на дѣтей влія-
можетъ совершиться. ніемъ. Но въ наше время, характеризуемое смѣшеніемь
Развитіе сил* дѣтской души происходить въ постепен- ионятій и забвеніемъ законов* нравственнаго порядка,
ности, подобной тихой жизни раетенія, такъ-же как* и въ нерѣдко встрѣчается не только ослабленіе долшнаго отно-
цѣлой природѣ сотворенной, объемлюще! и Физичесь-ій, шенія дѣтей s* родителям* и родителей к* дѣтямъ, но и
и духовный міръ,—дѣйствуютъ силы постепенно, и сокро- случается слышать признаніе мудрой опытности отста-
венно, до своего внѣшняго проявленія. лости». Но, подобно тому, sais* безъ традиціи не было
Въ нѣкоторомъ смыслѣ (конечно сперва лишь. Физичес- бы развитая науки и искусств*, так* без* предавія не
комъ) можно сказать, что воспптаиіе начинается отъ можетъ не придти въ упадок* дѣло вдспитанія.
колыбели младенца, а въ смыслѣ нравственнаго вліяиія Развивающееся среди семейства дитя, соединяя на еебѣ
нельзя не признать, что есть и предварительное сообіце- заботы родителей и радости семьи, служить чрезъ зто
віе свойств* чрезъ материнское молоко. Ребенка слѣдуетъ къ пользѣ всей окружающей среды, так* какъ и самым и
окружать сферою спокойствін, подчинять быть его нѣко- своим* полуангельскимъ бытомъ возвышает* нравствен-
торому порядку и предохранять отъ сильных* ннечатлѣ- ный уровень жизни семейства. Это въ особенности за-
иій, А въ особенности благотворно дѣйствуютъ на дѣтей мѣтно там*, гдѣ семья начинает* наблюдать за собою:
доброе согласіе между окружающими ихъ и единеніе между как* бы не повредить чѣмъ либо чиетотѣ дѣтской души.
отцемъ и матерью, усиливающее ихъ вліяніе, взаимно Въ таком* значеніи дитяти виден* один* изъ призна-
восполняемое. ков* бдагоеловевія Творческаго на семейную жизнь *).
Однако, педагогическое вліявіе родителе! немыслимо Сфера любви, долженствующая соединять члены семей-
безъ неразрывности брачнаго союза, всякое же нарушеніе ства есть родная стихія дѣтскаго развитая и совершеи-
его прочности губительно дѣйствует* на развитіе ж нрав- ствованія.
ственность дѣтей разлучившихся родителей, ставя воспи-
таете въ ненормальный, негармоническая и случайный 4 ) Псаюмъ 147.
уеловія.