Page 9 - Мысли о желательных началах
P. 9

семейный  быть.  И  можно  сказать,  что  чего  не  дала  семья,                          Въ  основѣ  великаго  дѣла  воеаитанія  должно  быть  все-
                   того  трудно  ожидать  отъ  училищнаго  быта,  хотя  послѣд-                            цѣлое  посвященіе   родителями   себя  позьзѣ  дѣтей,  при
                   ній  можетъ  и  содействовать  развитію  чувства   долга,  и                            сознаніи  важности  родительскаго   призванія.  A  дѣтское
                   давать  характерамъ  нѣкоторую  ОТШЛИФОВКУ,  чрезъ  обраще-                             послушаиіе   отцу  и  матери  есть  живая  связь  съ  восхо-
                   ніе  съ  товарищами.   Конечно,   возможны   и   нѣкоторыя                              дящею  липіею  человѣчества  и  съ  Самим*  Первообразомъ;
                   удачныя   комбинаціи   взаимных*   вліяній  семьи  ж  школы,                            —высоко    восходятъ  звенья  этого  послушанія,  доводя  не
                   въ  особенности   при  нераннемъ    поступлении  дѣтей   къ                             только  до  перваго  человѣческаго  семейства,  но  и  до  Соз-
                   училища.   Но   лишь  постоянство   заботь   родительских*,                             д а в ш а я  человѣка  по  образу  Своему  и  подобію.  Таковъ
                   соединенное  съ  устойчивостію   семейнаго   быта,  можетъ                              источник*  и  авторитета  родительского,  служащего  дѣтямъ
                   непосредственно  способствовать  пріобрѣтенію  дѣтьми  нрав-                            нравственною   опорою.   A  гдѣ  не  признают*   нужды   въ
                   етвеиныжъ  правил*  и  укорененію  добрых*  навывовъ,  обра-                            этой  опорѣ,  там*   развитіе  дѣтей  не  можетъ  идти  пра-
                   зующихся   съ  первых*    возрастов*.  А  навыки,  впослѣд-                             вильно.  Надобно   однако,  чтобы  и  сами  родители  созва-
                   ствіи,  вѣрно  направляемые,  могут*  пріобрѣсти   свойства                             вали  важность  своего  авторитета,  всю  цѣиу  своей  опы-
                   нравствеянаго   порядка,  безъ  котораго  и  воспитаніе  не                             тности,  и  дорожила  бы  прямым*    своим*  на  дѣтей  влія-
                   можетъ   совершиться.                                                                   ніемъ.  Но  въ  наше  время,  характеризуемое   смѣшеніемь
                     Развитіе  сил*  дѣтской  души  происходить  въ  постепен-                             ионятій  и  забвеніемъ   законов*  нравственнаго   порядка,
                   ности,  подобной  тихой  жизни  раетенія,  такъ-же  как*  и  въ                         нерѣдко  встрѣчается  не  только  ослабленіе  долшнаго  отно-
                   цѣлой   природѣ  сотворенной,   объемлюще!   и  Физичесь-ій,                            шенія  дѣтей  s*  родителям*  и  родителей  к*  дѣтямъ,  но  и
                   и  духовный  міръ,—дѣйствуютъ   силы  постепенно,  и  сокро-                            случается   слышать   признаніе  мудрой  опытности   отста-
                   венно,  до  своего  внѣшняго  проявленія.                                               лости».  Но,  подобно  тому,  sais*  безъ  традиціи  не  было
                     Въ  нѣкоторомъ   смыслѣ  (конечно  сперва  лишь.  Физичес-                            бы  развитая  науки  и  искусств*,  так*  без*  предавія  не
                   комъ)  можно   сказать,  что  воспптаиіе   начинается   отъ                             можетъ   не  придти  въ  упадок*  дѣло  вдспитанія.
                   колыбели   младенца,  а  въ  смыслѣ  нравственнаго  вліяиія                                Развивающееся   среди  семейства  дитя,  соединяя  на  еебѣ
                   нельзя  не  признать,  что  есть  и  предварительное  сообіце-                          заботы   родителей  и  радости  семьи,  служить  чрезъ  зто
                   віе  свойств*  чрезъ  материнское  молоко.  Ребенка  слѣдуетъ                           къ  пользѣ  всей  окружающей   среды,  так*  какъ  и  самым и
                   окружать  сферою   спокойствін,  подчинять  быть  его  нѣко-                            своим*  полуангельскимъ   бытомъ   возвышает*    нравствен-
                   торому   порядку  и  предохранять  отъ  сильных*  ннечатлѣ-                             ный   уровень  жизни   семейства.  Это  въ  особенности  за-
                   иій,  А  въ  особенности  благотворно  дѣйствуютъ  на  дѣтей                            мѣтно   там*,  гдѣ  семья  начинает*  наблюдать  за  собою:
                   доброе  согласіе  между  окружающими  ихъ  и  единеніе  между                           как*  бы  не  повредить  чѣмъ  либо  чиетотѣ  дѣтской  души.
                   отцемъ  и   матерью,  усиливающее    ихъ  вліяніе,  взаимно                                Въ  таком*  значеніи  дитяти  виден*  один*  изъ  призна-
                   восполняемое.                                                                           ков*  бдагоеловевія  Творческаго  на  семейную  жизнь  *).
                     Однако,   педагогическое  вліявіе  родителе!  немыслимо                                  Сфера  любви,  долженствующая   соединять  члены  семей-
                   безъ  неразрывности  брачнаго  союза,  всякое  же  нарушеніе                            ства  есть  родная  стихія  дѣтскаго  развитая  и  совершеи-
                   его  прочности  губительно  дѣйствует*  на  развитіе  ж нрав-                           ствованія.
                   ственность  дѣтей  разлучившихся   родителей,  ставя  воспи-
                   таете  въ  ненормальный,   негармоническая   и   случайный                                4 )  Псаюмъ  147.
                   уеловія.
   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14