Page 19 - Мысли о желательных началах
P. 19

—   14:  —                                                                            —   15  —
                      лающейся   и  въ  строгости,  и  въ  милости,  и  въ  еочетанія                        зіи;  и  этому  вкусу  можно  давать  нѣвоторое  удовлетвори-
                      этих*  свойств*,  когда  уравновѣшиваютъ  родители  нѣжиую                             me  въ  виду  развитая  способности  и  воображенія,  однако,
                      снисходительность  съ  мудрою   взысвательностію,  держась                            надлежит*   уиѣрять   наклонность  къ  замѣнѣ  дѣйствитель-
                      гармоническаго  ихъ  соотношенія.                                                      ности  —  Фантастическим*.  Отъ  послѣдняго  весьма  разли-
                        Воспитаніе  должно   содѣйствовать  полному  и  всесторон-                          чествует*  глубокая  потребность  въ  еозерцаніи  удивитель-
                      нему  развитие  способностей  души  и  направлять  соразмѣр-                          наго,  которую  хорошо   направлять   на  явленія  природы,
                      ное  ихъ  упражненіе  въ  мѣру  возрастов*.  При  зтомъ  ни                           подобный   быту  и  дѣятельности  пчел*  и  муравьев*,  что
                      одна  изъ  способностей   не  должна  быть   оставляема  въ                           содѣіствуетъ  и  размышленію.
                      бездѣйствіп,  и  ни  одна  не  должна  переразвиваться   въ                              Что  касается  до  развитая  способности  мыслительной,
                      ущербъ   другой,  иначе  развитіе  становилось  бы  ненормаль-                        то   оно  происходит*  постепенно,  так*  как*  способность
                      ным*   и  притом*    либо   преждевременным*,    либо   за-                           понимать   раскрывается   лишь  по  мѣрѣ  сознаванія  s  воз-
                      паздывающим*.                                                                         дѣйствіа  души  на  получаемый  впечатлѣнія,  хотя  ш  возни-
                        Раньше   других*  способностей   проявляется  память,  по-                          кают*   мысли   и  совершенно   независимо  отъ  внѣшнихъ
                      том*  —  воображеніе,  a  послѣ  них* —  разум*,  и  иредѣлы                          впечатлѣній.
                      ихъ  все  расширяются   съ  возрастами.                                                  Содѣйствіе  умственному  развитие»  воспитываемых*  тре-
                        Памяти  —• не  слѣдует*  сильно  напрягать  и  обременить,                          бует*  постепенности  въ  пріемахъ.  Опереживать   дѣтскую
                      а  должно  ее  охранять  отъ  загромождѳнія  безаолезнымъ  и                          мыслительную,   понемногу  раскрывающуюся,    силу  не  слѣ-
                      отъ  всего  могущаго  марать  ее.  Развит!»  же  силы  памяти                         дуетъ  никогда,  как*  для  предотвращен!®  вреднаго  напр я-
                      содѣйствует*  сосредоточеиіе  внимаеіа  и  сопостакзеніе  пред-                       женія  мозга,  так*  и  во  избѣжаніе  екороепѣлаго  развитая,
                      метов*   однородных*   въ  естественный  порядок*.  Памяти                            происходящаго   нерѣдко во  вред*  своевременно  ожидаемаго.
                      медленной  можно  оказывать  помощь   синоптическим*  озна-                           То  и  другое  представляет*  немалую  опасность,  въ  наш*
                      чешем*   предметов*   запоминаніа  и  наглядным*  представ-                           нервный  вѣкъ  въ  особенности.
                      леніем*  ихъ.  Обширной    же,  но  мало   сосредоточенной                              Надлежит*   усиливать  въ  дѣтях*  способность  вниманія,
                      памяти,  полезно  придавать   положительность,  помогая  ей                           облегчать  ее  отстраненіемъ  всего  развлекающего   и  ста-
                      вникать  въ  различіе  существенных*  свойств*  вещей.  Ха-                           раться  удерживать   ихъ  вниманіе   на  разематриваемомъ
                      рактер*  памяти  есть  преимущественно   пассивный,  но  эта                          предмет!;,  так*  чтобы  не  скоро  переносилось  оно  на  дру-
                      дивная,  неограничивающаясн   настоящим*   временем*,  сила                           гой;  а  иначе  образуется  то  верхоглядство,  которое  мы
                      души   все  удлиняет*  свои  перспективы   со  емѣною  воз-                           столь  часто  нетрѣчаем*  въ  молодых*  людях*,  съ  Фразер-
                      растов*  жизни.                                                                       ством*.  И  нужно   пріучать  воспитываемых*    къ   логич-
                        Область  воображенія   еще  шире,  как*  не  стѣсняемая  ни                         ности,  впрочем*  въ  соразмѣрное/ги  еъ  весьма  постепен-
                      временами,  ни  пространством*,   ни  даже  предѣлами  дей-                           ным*  расширеиіем*   круга  ихъ  ионятій,  что  можно  срав-
                      ствительности,  создавая  иногда  и  своеобразное.  Въ  дѣт-                          нить  съ  постепенный*   увеличеніемъ  кругозора  по  мѣрѣ
                      скомъ  развитіи  воображеніе   сперва  обнаруживается    въ                           воехожденія  на  гору,
                      из о брѣтател ьно сти  при  играх*.  Возбуждать  дѣтскаго  во-                          Отъ  дѣтскаго  пониманія  не  слѣдуетъ  требовать  скораго
                      ображенія  искуствениыми   мѣрами   не  нужно,  Дѣти  очень                           усвоевія  ионятій  чисто  отвлеченных*,  а  надлежит*  пред-
                      любят*  вымышленное,   как*  дающее  простор*   ихъ  ®анта-                           почитать  абстрактному  способу  сообщеиія  им*  какой-либо
                                                                                                           рстдны,—   предложеніе  ее  въ  уподобленіял*,
   14   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24