Page 20 - Мысли о желательных началах
P. 20
— 14: — — 15 —
лающейся и въ строгости, и въ милости, и въ еочетанія зіи; и этому вкусу можно давать нѣвоторое удовлетвори-
этих* свойств*, когда уравновѣшиваютъ родители нѣжиую me въ виду развитая способности и воображенія, однако,
снисходительность съ мудрою взысвательностію, держась надлежит* уиѣрять наклонность къ замѣнѣ дѣйствитель-
гармоническаго ихъ соотношенія. ности — Фантастическим*. Отъ послѣдняго весьма разли-
Воспитаніе должно содѣйствовать полному и всесторон- чествует* глубокая потребность въ еозерцаніи удивитель-
нему развитие способностей души и направлять соразмѣр- наго, которую хорошо направлять на явленія природы,
ное ихъ упражненіе въ мѣру возрастов*. При зтомъ ни подобный быту и дѣятельности пчел* и муравьев*, что
одна изъ способностей не должна быть оставляема въ содѣіствуетъ и размышленію.
бездѣйствіп, и ни одна не должна переразвиваться въ Что касается до развитая способности мыслительной,
ущербъ другой, иначе развитіе становилось бы ненормаль- то оно происходит* постепенно, так* как* способность
ным* и притом* либо преждевременным*, либо за- понимать раскрывается лишь по мѣрѣ сознаванія s воз-
паздывающим*. дѣйствіа души на получаемый впечатлѣнія, хотя ш возни-
Раньше других* способностей проявляется память, по- кают* мысли и совершенно независимо отъ внѣшнихъ
том* — воображеніе, a послѣ них* — разум*, и иредѣлы впечатлѣній.
ихъ все расширяются съ возрастами. Содѣйствіе умственному развитие» воспитываемых* тре-
Памяти —• не слѣдует* сильно напрягать и обременить, бует* постепенности въ пріемахъ. Опереживать дѣтскую
а должно ее охранять отъ загромождѳнія безаолезнымъ и мыслительную, понемногу раскрывающуюся, силу не слѣ-
отъ всего могущаго марать ее. Развит!» же силы памяти дуетъ никогда, как* для предотвращен!® вреднаго напр я-
содѣйствует* сосредоточеиіе внимаеіа и сопостакзеніе пред- женія мозга, так* и во избѣжаніе екороепѣлаго развитая,
метов* однородных* въ естественный порядок*. Памяти происходящаго нерѣдко во вред* своевременно ожидаемаго.
медленной можно оказывать помощь синоптическим* озна- То и другое представляет* немалую опасность, въ наш*
чешем* предметов* запоминаніа и наглядным* представ- нервный вѣкъ въ особенности.
леніем* ихъ. Обширной же, но мало сосредоточенной Надлежит* усиливать въ дѣтях* способность вниманія,
памяти, полезно придавать положительность, помогая ей облегчать ее отстраненіемъ всего развлекающего и ста-
вникать въ различіе существенных* свойств* вещей. Ха- раться удерживать ихъ вниманіе на разематриваемомъ
рактер* памяти есть преимущественно пассивный, но эта предмет!;, так* чтобы не скоро переносилось оно на дру-
дивная, неограничивающаясн настоящим* временем*, сила гой; а иначе образуется то верхоглядство, которое мы
души все удлиняет* свои перспективы со емѣною воз- столь часто нетрѣчаем* въ молодых* людях*, съ Фразер-
растов* жизни. ством*. И нужно пріучать воспитываемых* къ логич-
Область воображенія еще шире, как* не стѣсняемая ни ности, впрочем* въ соразмѣрное/ги еъ весьма постепен-
временами, ни пространством*, ни даже предѣлами дей- ным* расширеиіем* круга ихъ ионятій, что можно срав-
ствительности, создавая иногда и своеобразное. Въ дѣт- нить съ постепенный* увеличеніемъ кругозора по мѣрѣ
скомъ развитіи воображеніе сперва обнаруживается въ воехожденія на гору,
из о брѣтател ьно сти при играх*. Возбуждать дѣтскаго во- Отъ дѣтскаго пониманія не слѣдуетъ требовать скораго
ображенія искуствениыми мѣрами не нужно, Дѣти очень усвоевія ионятій чисто отвлеченных*, а надлежит* пред-
любят* вымышленное, как* дающее простор* ихъ ®анта- почитать абстрактному способу сообщеиія им* какой-либо
рстдны,— предложеніе ее въ уподобленіял*,