Page 20 - Мысли о желательных началах
P. 20

—  14:  —                               —   15  —
 лающейся  и  въ  строгости,  и  въ  милости,  и  въ  еочетанія  зіи;  и  этому  вкусу  можно  давать  нѣвоторое  удовлетвори-
 этих*  свойств*,  когда  уравновѣшиваютъ  родители  нѣжиую  me  въ  виду  развитая  способности  и  воображенія,  однако,
 снисходительность  съ  мудрою  взысвательностію,  держась  надлежит*  уиѣрять  наклонность  къ  замѣнѣ  дѣйствитель-
 гармоническаго  ихъ  соотношенія.  ности  —  Фантастическим*.  Отъ  послѣдняго  весьма  разли-
 Воспитаніе  должно  содѣйствовать  полному  и  всесторон-  чествует*  глубокая  потребность  въ  еозерцаніи  удивитель-
 нему  развитие  способностей  души  и  направлять  соразмѣр-  наго,  которую  хорошо  направлять  на  явленія  природы,
 ное  ихъ  упражненіе  въ  мѣру  возрастов*.  При  зтомъ  ни  подобный  быту  и  дѣятельности  пчел*  и  муравьев*,  что
 одна  изъ  способностей  не  должна  быть  оставляема  въ  содѣіствуетъ  и  размышленію.
 бездѣйствіп,  и  ни  одна  не  должна  переразвиваться  въ  Что  касается  до  развитая  способности  мыслительной,
 ущербъ  другой,  иначе  развитіе  становилось  бы  ненормаль-  то  оно  происходит*  постепенно,  так*  как*  способность
 ным*  и  притом*  либо  преждевременным*,  либо  за-  понимать  раскрывается  лишь  по  мѣрѣ  сознаванія  s  воз-
 паздывающим*.   дѣйствіа  души  на  получаемый  впечатлѣнія,  хотя  ш  возни-
 Раньше  других*  способностей  проявляется  память,  по-  кают*  мысли  и  совершенно  независимо  отъ  внѣшнихъ
 том*  —  воображеніе,  a  послѣ  них* —  разум*,  и  иредѣлы  впечатлѣній.
 ихъ  все  расширяются  съ  возрастами.  Содѣйствіе  умственному  развитие»  воспитываемых*  тре-
 Памяти  —• не  слѣдует*  сильно  напрягать  и  обременить,  бует*  постепенности  въ  пріемахъ.  Опереживать  дѣтскую
 а  должно  ее  охранять  отъ  загромождѳнія  безаолезнымъ  и  мыслительную,  понемногу  раскрывающуюся,  силу  не  слѣ-
 отъ  всего  могущаго  марать  ее.  Развит!»  же  силы  памяти  дуетъ  никогда,  как*  для  предотвращен!®  вреднаго  напр я-
 содѣйствует*  сосредоточеиіе  внимаеіа  и  сопостакзеніе  пред-  женія  мозга,  так*  и  во  избѣжаніе  екороепѣлаго  развитая,
 метов*  однородных*  въ  естественный  порядок*.  Памяти  происходящаго  нерѣдко во  вред*  своевременно  ожидаемаго.
 медленной  можно  оказывать  помощь  синоптическим*  озна-  То  и  другое  представляет*  немалую  опасность,  въ  наш*
 чешем*  предметов*  запоминаніа  и  наглядным*  представ-  нервный  вѣкъ  въ  особенности.
 леніем*  ихъ.  Обширной  же,  но  мало  сосредоточенной  Надлежит*  усиливать  въ  дѣтях*  способность  вниманія,
 памяти,  полезно  придавать  положительность,  помогая  ей  облегчать  ее  отстраненіемъ  всего  развлекающего  и  ста-
 вникать  въ  различіе  существенных*  свойств*  вещей.  Ха-  раться  удерживать  ихъ  вниманіе  на  разематриваемомъ
 рактер*  памяти  есть  преимущественно  пассивный,  но  эта  предмет!;,  так*  чтобы  не  скоро  переносилось  оно  на  дру-
 дивная,  неограничивающаясн  настоящим*  временем*,  сила  гой;  а  иначе  образуется  то  верхоглядство,  которое  мы
 души  все  удлиняет*  свои  перспективы  со  емѣною  воз-  столь  часто  нетрѣчаем*  въ  молодых*  людях*,  съ  Фразер-
 растов*  жизни.  ством*.  И  нужно  пріучать  воспитываемых*   къ   логич-
 Область  воображенія  еще  шире,  как*  не  стѣсняемая  ни  ности,  впрочем*  въ  соразмѣрное/ги  еъ  весьма  постепен-
 временами,  ни  пространством*,  ни  даже  предѣлами  дей-  ным*  расширеиіем*  круга  ихъ  ионятій,  что  можно  срав-
 ствительности,  создавая  иногда  и  своеобразное.  Въ  дѣт-  нить  съ  постепенный*  увеличеніемъ  кругозора  по  мѣрѣ
 скомъ  развитіи  воображеніе  сперва  обнаруживается  въ  воехожденія  на  гору,
 из о брѣтател ьно сти  при  играх*.  Возбуждать  дѣтскаго  во-  Отъ  дѣтскаго  пониманія  не  слѣдуетъ  требовать  скораго
 ображенія  искуствениыми  мѣрами  не  нужно,  Дѣти  очень  усвоевія  ионятій  чисто  отвлеченных*,  а  надлежит*  пред-
 любят*  вымышленное,  как*  дающее  простор*  ихъ  ®анта-  почитать  абстрактному  способу  сообщеиія  им*  какой-либо
               рстдны,—   предложеніе  ее  въ  уподобленіял*,
   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25