Page 27 - Мысли о желательных началах
P. 27
— 22 —
Авторъ «Великой Дидактики», — Амосъ Комеиспій емо-
трѣлъ на обученіе только какъ на средство къ нравствен-
ному возвышенно человѣка. И Чаннингъ выражалъ (въ рѣчи
о самовоспитания, произнесенной въ 1838 году въ Боото-
нѣ),—сожадѣвіе о пренебрежении связію между нравствен-
посгію и умственною культурою, такъ что, имѣя въ пред-
метѣ одну посдѣднюю, пріобрѣтаютъ силу безъ того начала,
которое можешь содѣлывать ату силу хорошею.
Возрасты жизни представляютъ собою прогрессивный
ходъ чедовѣчесвой души, и каждый періодъ земного суще-
ствованія нашего подготовляется предшеетвовавшшгь, а
самъ подготовляешь лосдѣдующій. Это невозвращающееся
назадъ шеетвіе.
Въ смыслѣ высшешъ, вся жизнь есть воспитаніе. Снятый
Василій Велнкій сказалъ, что жизнь земная есть училище
для приготовяенія къ вѣчноети. И согласно еъ этим«, и
Амосъ Каменскій называлъ здѣшнюю жизнь питомником!»
садовымъ и шкодою, готовящею къ жизни, ожидающей
наеъ по выпускѣ изъ училища. А священное ІІисаніе гово-
4
рит!» намъ ) о трехъ возрастахъ возрозденнаго человѣка:
о духовномъ младенчествѣ обновленной жизни, и о духовной
юности, полной благодатныхъ сижь противъ зла, и о духов-
номъ отеческомъ возрастѣ, <познавшемъ Первоначальнаго>.
Этимъ показаны намъ состоянія высшаго носнитанія
человѣчества, руководимаго Вѣчнымъ ІІедагогомъ, освя-
тившимъ, чрезъ Свое воплощеніе, возрасты нашей жизни
и ведущимъ человѣчество, степенями возраетанія, въ пред-
назначенную, отъ вѣчности, мѣру возраста духовнаго
(ЕФѲС. 1 , 13—16).
Возведемъ же наши мысли и зкеланія къ Нему, < евѣту
истинному, просвѣщающему всякаго человѣка, приходящаго
въ міръ> и станемъ молить Истиннаго Человѣколюбца о
возстановленіи и Христіанскаго воспитанія, единственно
сообразнаго съ Творческими намѣреніями о человѣчествѣ.
'-) 1 Іоал. 2, 12 14.