Page 27 - Мысли о желательных началах
P. 27

—   22  —

                        Авторъ  «Великой  Дидактики»,  —  Амосъ  Комеиспій  емо-
                     трѣлъ  на  обученіе  только  какъ  на  средство  къ  нравствен-
                     ному  возвышенно  человѣка.  И Чаннингъ  выражалъ  (въ  рѣчи
                     о самовоспитания,  произнесенной  въ  1838  году  въ  Боото-
                     нѣ),—сожадѣвіе   о  пренебрежении  связію  между  нравствен-
                     посгію  и  умственною  культурою,  такъ  что,  имѣя  въ  пред-
                     метѣ  одну  посдѣднюю,  пріобрѣтаютъ  силу  безъ того  начала,
                     которое  можешь  содѣлывать  ату  силу  хорошею.
                        Возрасты  жизни   представляютъ   собою   прогрессивный
                     ходъ  чедовѣчесвой  души,  и  каждый  періодъ  земного  суще-
                     ствованія  нашего   подготовляется  предшеетвовавшшгь,    а
                     самъ  подготовляешь  лосдѣдующій.  Это  невозвращающееся
                     назадъ  шеетвіе.
                       Въ  смыслѣ  высшешъ,   вся  жизнь  есть  воспитаніе.  Снятый
                     Василій  Велнкій  сказалъ,  что  жизнь  земная  есть  училище
                     для  приготовяенія  къ  вѣчноети.  И  согласно  еъ  этим«,  и
                     Амосъ  Каменскій  называлъ   здѣшнюю   жизнь  питомником!»
                     садовымъ   и  шкодою,  готовящею   къ  жизни,   ожидающей
                     наеъ  по  выпускѣ  изъ  училища.  А  священное  ІІисаніе  гово-
                                4
                     рит!»  намъ )  о трехъ  возрастахъ  возрозденнаго  человѣка:
                     о духовномъ  младенчествѣ  обновленной  жизни,  и  о  духовной
                     юности,  полной  благодатныхъ  сижь  противъ  зла,  и  о духов-
                     номъ  отеческомъ  возрастѣ,  <познавшемъ  Первоначальнаго>.
                       Этимъ  показаны   намъ   состоянія  высшаго   носнитанія
                     человѣчества,  руководимаго   Вѣчнымъ   ІІедагогомъ,  освя-
                     тившимъ,  чрезъ  Свое  воплощеніе,  возрасты  нашей  жизни
                     и  ведущимъ  человѣчество,  степенями  возраетанія,  въ  пред-
                     назначенную,   отъ  вѣчности,  мѣру   возраста   духовнаго
                     (ЕФѲС.  1 ,  13—16).
                       Возведемъ  же  наши  мысли  и  зкеланія  къ  Нему,  < евѣту
                     истинному,  просвѣщающему   всякаго  человѣка,  приходящаго
                     въ  міръ>  и  станемъ  молить  Истиннаго  Человѣколюбца  о
                     возстановленіи  и  Христіанскаго  воспитанія,  единственно
                     сообразнаго  съ  Творческими  намѣреніями  о  человѣчествѣ.



                       '-)  1  Іоал.  2,  12  14.
   22   23   24   25   26   27   28