Page 51 - 000199_000009_003633905
P. 51

общей  сложности,  ок,оло  четырехъ  лѣтъ  труда,  вышли  въ  свѣтъ
      одновременно (въ 1864 г.),  а вслѣдъ за нимипоявиласьи «Книжка
      для  учащихъ»,  т.  е.  руководство  къ  преподавааію  по  «Родному
       Слову». Какъ заявилъ  самъ Ушинскій  въ своемъ  «Руководствѣ къ
      преподаванію»,  его  «.Родное Слово»  заключаетъ въ себѣ «мпогоно-
       ваго  какъ  въ методѣ,  такъ  и  въ пріеыахъ  ученія».  Въ дѣйстви-
       тельностп же трудъ его былъ безуеловно  новымъ  не тольковъиа-
      шей, русской,  но  и  въ міровой  педагогической  литературѣ, какъ по
      общему замыслу, такъ и  по  исполненію.
          «Написать первую книгу послѣ  азбуки— скажемъ мы  словами
      Ушинскаго— едва лп  не  самая трудная задача во всей дидактикѣ».
      Тѣмъ не менѣе  онъ весьма  удачно выполнилъ эту задачу.  Сдѣлавъ
      центромъ первоначальнаго  обученія  родной  языкъ,  Ушвпскій  по-
      степенно, держась строго  ппдуктивнаго  метода, знакомптъ дѣтей не
      только  съ тѣмъ, что имъ ыеобходимо  знать  въ  обиходѣ  обыденнои
       жизни и  окружаюшей  природы,  но также  съ оспованіями религіи,
       молитвамп,  грамотнымъ  письмомъ,  счетомъ и первоначальнымъ ри-
       сованіемъ.  Всему  этому придана въ  «Родномъ  Словѣ» такая форма,
       что пріобрѣтаніе новыхъ  свѣдѣній дается  ребенку безъ  всякаго на-
       силія  его природы:  знанія  какъ  бы  сами  собою  вливаются  въ ре-
       бенка со  страницъ разумной книгп,  гармонично  укладываются  въ
       его  сознаніп,  вызывая  любознательность,  пытливость  и  самодѣя-
      тельность въ учащемся.
          Въ своемъ «Руководствѣ  къ  преподаванію»  Ушпнскіи  между
       прочпмъ такъ опредѣляетъ  назначепіе  «Родного  Слова>.  «Издавая
      руководство для  учащихся по  «Родному  Слову»,  я  имѣлъ  въ виду
       не только  школу,  но  и  ссмыо.  У  насъ  болѣе чѣмъгдѣ-нибудьрас-
       прострапено  домашнее  первоначальнос обученіе,  п  дай  Богъ, чтобы
       оно  распространллось и  улучшалось.  Осмотрѣвъ  ыножество  загра-
       ничныхъ школъ для  малолѣтнихъ дѣтей,явынесъизъэтогоосмотра
       полпое убѣжденіе,  что первоначальное воспитаніе  и  ученіе  дѣтей,
       по крайней ыѣрѣ до  8-милѣтняго и даже до 10-тилѣтняго возраста,
       болѣе на  мѣстѣ въ ссмьѣ,  чѣмъ въ общественной  школѣ,  и что  са-
       мая школа для малолѣтиихъ дѣтей  тогда только хороша,  когда  она
       вполпѣ  лроникнута. семейнымъ  характеромъ  и  болѣе  похожа  на
       семью,  чѣмъ на школу.  Я нерѣдко  любовался  устройствомъ  мало-
       лѣтнихъ  школъ за-границею, но всегда находилъ дурнымъ, что онѣ
       иэбавляютъ отъ необходимости заниматься  съ дѣтьми  не только та-
       ііихъ   матерей,  у которыхъ весь день логлощепъ личнымъ  и  тяже-
       лымъ трудомъ,  но  и такихъ,  которыя  очень  могли  бы  посвятить
       обученію  своихъ малютокъ тѣ немногіе  часы  или, лучше  сказать
   46   47   48   49   50   51   52   53   54   55   56