Page 54 - 000199_000009_003633905
P. 54

Но  Ушивскій еще  болѣе  обезсмертихь  и  прославилъ  себя дру-
     гимъ обширнымъ,  капитальнымъ  трудомъ:  «Человѣкъ— какъ  пред-
     метъ  воспитанія.  Опытъ педагогической  антропологіи».
         Одну изъ главныхъ  задачъ заграничной  его  командировки  со-
     ставляло порученіе отъІѴ Огдѣленія составить  руководство  по педа-
     гогіи.  Порученіе  этокакъпельзяболѣеотвѣчалодавнимьжелавіямъ
     самого  Ушинскаго и  совпадало  съ общимъ наиравлеаіемъ  и харак-
     теромъ  научно-педагогической его дѣятельности,  иосвященной раз-
     работкѣ  основныхъ  приндиповъ  и  руководящихъ  началъ  въ дѣлѣ
     обученія  и  воспитанія.
         Втеченіи  пятилѣтняго  пребыванія  за-границсіі  подготовка  къ
     составленію «Педагогической антропологіи> преобладала надъ всѣми
     другими его занятіями. Совершенко своеобразно и очень умео  отнесся
     і шинскій  къ  возложенному  еа  него  порученію —  написать  об-
     стоятельный куреъ  недагогики.  Онъ  совершенно  отрицалъ  пользу
     руководствъ  по  педагогикѣ,  въ  смыслѣ  голаго  свода  извѣстныхъ
     правилъ,  безъ  указанія  ихъ  основаніи,  безъ уяснепія  вообще  чело-
     вѣческой  нрироды,  Это— простая педагогическая рецептура,  какую
     мы  видимъ въ иностранныхъ  педагогикахъ,  особенно же въ  нѣмец-
     кихъ,— мало  понятна  и  приложима къ дѣлу,  открываетъ широкій
     просторъ  ошибкамъ и произволу  каждаго,  соотвѣтственно  степени
     личнаго  невѣдѣнія,  заблужденія  въотношенштребовашйисвойствъ
     природы  учащагося,  воспитываемаго  юношества.  Смотря на  педа-
     гогику  именно  какъ  на  искусство,  которому  можно  выучиться
     только напрактикѣ, Ушипскій примѣнялъ къ ней тоже требованіе,
     какъ и  во  врачебномъ дѣлѣ.  Какъ невозможно  быть хорошимъ вра*
     чемъ,  изучивъ  лишь  какіе бы  то  ни было  полеые  и  совершенные
     лечебники,  но  безъ должныхъ познаній по анатоміи и физіологіи че-
     ловѣка,  точно также  невозможно  быть  и  сознательнымъ  педаго-
     гомъ,  не  имѣя яснаго понятія о  физической и духовноіі природѣ че-
     ловѣка, насколько она изслѣдоваііа, разъяснееа современною наукою.
         Значитъ,  требуется  прежде  всего  не  руководство  по  педаго-
     гикѣ, въ смыслѣ учебника,  собранія правилъ  и  положеній,  а такая
     книга,  которая помогала бы  уясненію свойствъ  человѣческой при-
     роды.  Это тѣмъ  болѣе необходимо  по условіямъ  русской  педагоги-
     ческой  дѣятельности, въ виду  необычайной  скудости  въ нашей об-
     разованной  средѣ позианій  о  физической  и духовной природѣ чело-
     вѣка,  особенно  же— философскихъ  свѣдѣній  и  общедоступныхъ
     книгъ по  этой  части.  Поэтому Ушинскій  и задался цѣлью написать,
     какъ можно  общедоступнѣе, спеціальную антропологическую книгу,
     которая  бы заключала въ  себѣ  систематическое  собраніе  всѣхъ не-
   49   50   51   52   53   54   55   56   57   58   59