Page 54 - 000199_000009_003633905
P. 54
Но Ушивскій еще болѣе обезсмертихь и прославилъ себя дру-
гимъ обширнымъ, капитальнымъ трудомъ: «Человѣкъ— какъ пред-
метъ воспитанія. Опытъ педагогической антропологіи».
Одну изъ главныхъ задачъ заграничной его командировки со-
ставляло порученіе отъІѴ Огдѣленія составить руководство по педа-
гогіи. Порученіе этокакъпельзяболѣеотвѣчалодавнимьжелавіямъ
самого Ушинскаго и совпадало съ общимъ наиравлеаіемъ и харак-
теромъ научно-педагогической его дѣятельности, иосвященной раз-
работкѣ основныхъ приндиповъ и руководящихъ началъ въ дѣлѣ
обученія и воспитанія.
Втеченіи пятилѣтняго пребыванія за-границсіі подготовка къ
составленію «Педагогической антропологіи> преобладала надъ всѣми
другими его занятіями. Совершенко своеобразно и очень умео отнесся
і шинскій къ возложенному еа него порученію — написать об-
стоятельный куреъ недагогики. Онъ совершенно отрицалъ пользу
руководствъ по педагогикѣ, въ смыслѣ голаго свода извѣстныхъ
правилъ, безъ указанія ихъ основаніи, безъ уяснепія вообще чело-
вѣческой нрироды, Это— простая педагогическая рецептура, какую
мы видимъ въ иностранныхъ педагогикахъ, особенно же въ нѣмец-
кихъ,— мало понятна и приложима къ дѣлу, открываетъ широкій
просторъ ошибкамъ и произволу каждаго, соотвѣтственно степени
личнаго невѣдѣнія, заблужденія въотношенштребовашйисвойствъ
природы учащагося, воспитываемаго юношества. Смотря на педа-
гогику именно какъ на искусство, которому можно выучиться
только напрактикѣ, Ушипскій примѣнялъ къ ней тоже требованіе,
какъ и во врачебномъ дѣлѣ. Какъ невозможно быть хорошимъ вра*
чемъ, изучивъ лишь какіе бы то ни было полеые и совершенные
лечебники, но безъ должныхъ познаній по анатоміи и физіологіи че-
ловѣка, точно также невозможно быть и сознательнымъ педаго-
гомъ, не имѣя яснаго понятія о физической и духовноіі природѣ че-
ловѣка, насколько она изслѣдоваііа, разъяснееа современною наукою.
Значитъ, требуется прежде всего не руководство по педаго-
гикѣ, въ смыслѣ учебника, собранія правилъ и положеній, а такая
книга, которая помогала бы уясненію свойствъ человѣческой при-
роды. Это тѣмъ болѣе необходимо по условіямъ русской педагоги-
ческой дѣятельности, въ виду необычайной скудости въ нашей об-
разованной средѣ позианій о физической и духовной природѣ чело-
вѣка, особенно же— философскихъ свѣдѣній и общедоступныхъ
книгъ по этой части. Поэтому Ушинскій и задался цѣлью написать,
какъ можно общедоступнѣе, спеціальную антропологическую книгу,
которая бы заключала въ себѣ систематическое собраніе всѣхъ не-