Page 59 - 000199_000009_003633905
P. 59
Нравегвенное оскорблеаіе, прнчинонное Ушинекому недопуще-
ніемъ его книги для чтенія ііо вЬдоиству народнаго проевѣщенія,
было еще болѣе усилено случайнымъ совпаденіемъ этого факта еъ
выходомъ въ свѣтъ «Книги для иервоначальнаго чгенія>, состав-
ленной А. Фалоновымъи А. Радонежекимъ и ігоявившзйся въ Пе-
тербургѣ. Эго изданьице болѣзненно отозвалось въ душѣ Ушинскаго,
такъ какъ въ немъчувствовалоеьотраженіереакціипротивь веѣхъ
новыхъ вѣяній върусекойжазни, и реакція эта явно уже начинала
по немногу поднимать голову. Гг. Филоновъ и Радонежекіа взду-
мали открыто пойти на перерѣзъ всѣмъ тѣмъ основамъ и прянци-
памъ въ дѣлѣ начаіьнаго обученія и воепитанія, инаціаторомъ и
насадителемъ которыхъ былъ Ушинскій. Жеетоко же проучилъ онъ
ихъ за эту продерзоеть!..
Ушйнскій, нужно замѣтать, вообще былъ блестяіцимъ полеми-
заторомъ. Оетроумный, находчивый, логичный, живой и точный въ
выводахъи положеніяхъ при устномъ и печатномъ спорѣ, онъ виолнѣ
оправдывалъ названіе «учееаго бойца» («полемика»). Еще раньше
онъ далъ превосходную отаовѣдь нарецензію г. Толя, появившуюся
къжурналѣ «Учигель», о его «Дѣтскомъ Мірѣ». Эта отповѣдь была
чисто принцяпіальнаго свойетва, такъ какъ въ ней Ушинскій от-
стаивалъ, развивалъ и разъяенялъ тѣ начала и принцпиы, кото-
рымъ должна удовлетворять книга для класснаго чтенія и иротивъ
которыхъ рецеазентъ его, г. Толь, дѣпствительно сильно иогрѣшилъ
въ предъявленныхъ имъ требованіяхъ «Дѣтскому Міру>. Волѣе ши-
рокое поприще представляла для уясненія этихъ иачалъ и принци-
иовъ книга гг. Филонова и Радонежекаго, такъ какъ въ ней они •
были пе только забыты, но намѣренно поруганы, попраны.
Въ обширной статьѣ «Цвѣты московской педагогіи на петер-
бургской почвѣ», помѣщенной въ «Огечественныхъ Запиекахъ» въ
1866 году, Ушинскій, переходя отъ етатьи къ статьѣ, разобралъ
эту удивительную книгу, рѣшительно выходящую изъ ряда вонъ.
Поддинныя цигаты изъ веѣхъ 6-ти отдѣловъ книги наглядно дока-
зала несомпѣнную непригодноегь книги «для первоначальнаго чте-
нія», такъ какъ въ дѣтяхъ, едва овладѣвшлхъ грамотою, предпо-
лагаются такія предварательныя познанія, какія только-только въ
пору ученикамъ У-го класса гимназіи. Ничего не можеть сдѣіать
еъэтою книгою и народныа' учатель даже при самомъ лучшемъ же-
ланіи. Для прочгенія папримѣръ вь клаесѣ нбсколькихъ статеекъ
въ одну-двѣ страницы, ему пришлоеь бы употребать на предвари-
тельныя бесѣды съ учащамися цѣлые мѣсяцы, чгобы сообщить имъ
вее необходимое для пониманіятой или другой етатьи. Атакъкакъ