Page 56 - 000199_000009_003633905
P. 56

человѣчесішхъ явлеиій, Ушинскій подраздѣляетъ этиявленія наслѣ-
     дующіевиды:  даръ  слова,  чѵвство  художествениое, чуистко  нрпв-
     стветюе,  чувство  релиігозное.  Разватіе.  въ ребенаѣ  каждаго нзъ
     этихъ  «видовъ-»,  т.  е.  приведеніе  каждаго  изъ  нихъ  въ еостояніе
     полнаго,  яспаго  самосознанія,  и  должно  составлять  задачу   в о с ііи -
     танія, въ цѣломъ же— они должны дать воспитаніе  человѣт.
         Этотъ  видъ  воспитанія  копечао  не имѣетъ  ничего  общаго  съ
     выпускомъ  въ  жизнь  просто  офицеровъ,  инженеровь,  сельскихъ
     хозяевъ,  учителей  и проч.,  и  проч.  Въ  каждомъ  пзъ  нихъ чув-
     ствуется  въ  болыпей  или  меньшей степени  стціалистъ,  но слиш-
     комъ мало  «человѣкат.  Между тѣмъ должно быть  наоборотъ:  восии-
     таніе должно  образовать,  оформить  прежде  всего  «человѣка>,— и
     нотомъ  уже  изъ  него,  какъ изъ личности  развитой,  нравственной,
     непремѣнно  выработается и  соотвѣтствующій спеціалистъ,  любящій
     избранноеимъдѣло,ііреданныйему,тіцательноизучающійегоипотому
     способный прпноситьнаибольшую пользу въизбранной имъсферѣдѣя-
     тельности, соотвѣтственноразмѣрамъ своихъ природныхъ дарованій.
         Такого  пменно  воспитанія и добивался Ушинскій  во  всемъ,  что
     вышло  изъ подъ его  пера теоретическаго,  а равно—и  въ своей ие-
     дагогической  практикѣ.  Особенно-же  большую  услугу оказалъ онъ
     въ этомъ  отнощеніи  своимъ  послѣднимъ  трудомъ— «Человѣкъ—
     какъ предметъ іюспатанія»,  разъяснивъ  въ  немъ  основы,  условія
     и  требованія  истинно -человѣчнаго  и  человѣческаго  воспитанія,
     такъ  чтобы не  калѣчилась,  не извращалась  человѣческая  природа,
     а наоборотъ— получала-бы наибоіыпее развитіе, соотвѣтственно ин-
     дивидуальнымъ  особенпостямъ каждаго.
         Если Россіи  суждено когда-нибудь  дождаться  универсптетской
     каѳедры по  педагогіи, то книга Ушинскаго  <Человѣкъ— какъ пред-
     метъ воспитанія»,  считая въ томъ числѣ  и конспектъ  третьяго  ея
     тома, является готовою программою  для  такой каѳедры.  За  огсут-
     .ствіемъ-же  послѣдней,  <Педагогическая  антропологія>  Ушинскаго
     нредставляетъ  собою единственную сокровищницу и руководитель-
     ницу  для  всѣхъ,  не  желающихъ  ощупью  бродить  въ  сложномъ,
     трудномъ  и крайне отвѣтственномъ дѣлѣ восіштанія и обученія.

         <Пасьма изъ Швейцаріи>,  выпускъ въ свѣтъ  <Родного  Слова»
     и  «ІІедагогической  антропологіи»— все  это  доказываетъ,  каиую
     дѣятельную  жизнь велъ Ушинскій  за границей,—едва-ли  даже  не
     болѣе  труженическую,  чѣмъ въ Россіи.  Это  было время  наиболь-
     шаго  его умственнаго  и  нравственнаго  возбужденія,  наибольшаго
     проявленія  его творческой энергіи и  силы.
   51   52   53   54   55   56   57   58   59   60   61