Page 53 - 000199_000009_003633905
P. 53

изложенія грамматики.  Точно также п  «Руководство къ преподава-
      вію»  этого  отдѣла  «Родного Слова» (т. е. практической грамматики)
      представляетъ  единственный  въ  своемъ  родѣ  разборъ  того произ-
      вола, безалаберщины  и мертвечины,  которая даритъ во всѣхъ при-
      нятыхъ и одобреноыхъ для  учебныхъ заведеній  грамматикахъ  рус-
      скаго  языка.  Ушинскій  ставитъ  такое  правило  въ основу осмы-
      сленнаго преподаванія  русской  грамматики:  «.Такъ  какъ  грамма-
      тика есть результатъ наблюденій  человѣка еадъ собственнымъязы-
      комъ, а не языкъ результатъ грамматики,  то  самый  раціональный
      пріемъ изучееія грамматики  будетъ такой, при которомъ стараются
      обратить вниманіе дитяти на то, какъ  онъ говоритъ,  и только  ру-
      ководятъ его  наблюденіемъ надъ тѣми  грамматическими  законами,
      которымъ онъ безсознательно подчиняется въ  своей  рѣчи,  усвоен-
      ной подражаніемъ, но  созданной  самосознаніемъ.  Руководство  на-
      ставника при  этомъ,  безъ  сомнѣнія,  ыеобходимо;  предоставленное
      самому  себѣ, дитя, конечно,  не сдѣлаетъ никакихъ наблюденій надъ
      такимъ  сложнымъ,  обширнымъ и  притомъ  невидимымъ  явленіемъ,
      какимъ представляется  человѣческое  слово  во всей  его  историче-
      скойи логической оргаеизаціи.  Но, приэтомъ руководствѣ, должно,
      сколько возможно  болѣе,  оставлять самодѣятельности  ученику>.
         Громадная, незамѣнимая  потеря  для  нашей педагогической ли-
      тературы, для всего учебно-воспитательеаго дѣла,  что  Ушинскому
      не удалось кончить остальныхъ  отдѣловъ  третьяго  года  «Родного
      Слова».  Тѣмъ не менѣе выпущенными иыъ частями «Родного Слова»
      онъ  оказалъ  неоцѣненвую  услугу всему дѣлу школьнаго  идомаш-
      няго начальпаго  образованія.  Онъ первый у  насъ,  въ Россіи, истол-
      ковалъ эту сложную,  труднѣйшую отрасль  обучевія,  въ  деталяхъ
      разъяснилъ её отъ  азбуки  до  созпательной  грамотности.  Онъ  со-
      здалъ разумную русскую начальнуюшколу, разумное первоначаль-
      ное  обученіе —  воспитывающее,  образующее,  облагораживающее
      умъ и чувство, вызывающее учапідгося къ  самообразованііо, само-
      усовершенствованію.
         Это— такзя великая заслуга  передъ  отечествомъ,  что  если бы
      Ушинскій  не прибавилъ болѣе ни одной строки къ своему  «Родному
      Слову»,— одного этого труда былобы совершеннодостаточно, чтобы
      обезсмертить его имя,  какъ  одного изъ талантливѣйшихъ и просвѣ-
      щенпѣіішихъ въ мірѣ  педагоговъ.  Онъ изъялъ дѣло  начальнаго об-
      ученія и  воспитаеія изъ произвольныхъ усмотрѣній гг.  педагоговъ,
      водрузилъ  его на философскихъ устояхъ и  привилъ ему строго ин-
      дуктивный методъ,  какъ единственно возможный  и безусловно обя-
      зательный  на этой ступени  образованія.
   48   49   50   51   52   53   54   55   56   57   58