Page 49 - 000199_000009_003633905
P. 49
Швеицаріи былъ, такъ сказать, проникнутъ указаніямп на цотреб-
постя и нужды отечественнаго образованія.
Въ каждомъ «.Пвсьмѣ>, почти въ каждоіі строчкѣ «Письма»
сама собою чувствуется заботаидумаородномъпашемъшкольномъ
дѣлѣ. Дѣйствительно, въ эту пору душу Упншскаго охватилъ му-
читедьный пламень любви п преданности къ дѣлу русскаго народ-
наго образованія, только что зарождавшагося въ ту пору.
Объ этомъ между прочимъ даетъ особенно ясное нопятіе его
*Письмо седъмое» [Цюрихъ), посвященное характеристикѣ всѣхъ
осмотрѣнныхъ имъ учительскихъ семинарій въ разиыхъ кантонахъ
Швейцаріи. Вотъ что, напримѣръ, говоритъонъ възаключеніи этого
письма: «Возвраіцаясь въ Дюрихъ по берегу прекраснаго озера, я
невольно соединилъ въ своемъ воспоминаніи всѣ четыре семинаріи,
которыя ввдѣлъ, и не зналъ рѣшительпо, которой изъ нихъ от-
дать пальму нервенства; всякая изъ нихъ имѣла свои хорошія и
свои слабыя стороны. Но какъ онѣ различны, какъ въ каждой изъ
нахъ отразился свой особливый характеръ: сеыпнарія Фрелиха ды-
шетъ поэзіею; семинарія Рюга— строгою логикою и методой; семи-
нарія Кеттигера— здоровьемъ сельской семейной жизни; семинарія
Фриса— наукой, современностью, яснымъ, спокойнымъ разсудкомъ
и утилитаризмомъ... Можно по истинѣ удивляться, какъ всѣ эти
три кантона: бернскій, арговійскій и цюрихскііі, выработали себѣ
свои особенныя, проникнутыя кантональнымъ характеромъ, семи-
наріи и какъ они отыскали, каждый для своей семинаріи, такого
директора, который типически выражаетъ въ себѣ характеръ кан-
тона и развиваетъ его въ своихъ восшітанникахъ... Боже мой!—•
думалъяпро себя, вспомнивъ многіянаши полу-иностранныя учеб-
ныя заведенія: когда же мы увидииъ такія же характерныя рус-
скія воспитательныя заведенія и во главѣ ихъ— такія же типиче-
скія, русскія личности въ высоко-развитой, облагораженной формѣ,
когда подобныя личности будутъ развивать въ воспитателяхъ бла-
городнѣйшія черты истинно русскаго характера. а воспитатели бу-
дутъ вызывать этотъ характеръ въ молодыхъ поколѣпіяхъ русскаго
парода!»
Понимая безотраднос иоложеніе народнаго образованія въ Рос-
сіи, но лишенный возможности ринѵться на родину для непосред-
ственнаго, активнаго участія въ этомъ великомъ государственномъ
дѣлѣ, Ушиискій всячески старается разбудить въ русскомъ обще-
ствѣ вниманіе къ народному образованію, вселить въ него надежду
и вѣру въ возможность свѣтлаго будуіцаго. Это усиліе Ушипскаго,
словно крикъ наболѣвщеі души, вылилось у него въ слѣдующихъ