Page 49 - 000199_000009_003633905
P. 49

Швеицаріи былъ, такъ  сказать,  проникнутъ указаніямп  на  цотреб-
      постя и  нужды  отечественнаго  образованія.
          Въ каждомъ  «.Пвсьмѣ>,  почти  въ  каждоіі  строчкѣ  «Письма»
      сама  собою чувствуется  заботаидумаородномъпашемъшкольномъ
      дѣлѣ.  Дѣйствительно,  въ эту  пору душу  Упншскаго  охватилъ му-
      читедьный пламень  любви  п преданности  къ дѣлу  русскаго  народ-
      наго  образованія,  только что  зарождавшагося  въ ту пору.
          Объ этомъ  между  прочимъ  даетъ  особенно  ясное  нопятіе  его
      *Письмо  седъмое»  [Цюрихъ),  посвященное  характеристикѣ  всѣхъ
      осмотрѣнныхъ  имъ учительскихъ семинарій  въ разиыхъ кантонахъ
      Швейцаріи.  Вотъ что,  напримѣръ, говоритъонъ възаключеніи этого
      письма:  «Возвраіцаясь въ Дюрихъ по берегу  прекраснаго  озера, я
      невольно  соединилъ въ  своемъ воспоминаніи всѣ четыре семинаріи,
      которыя  ввдѣлъ,  и  не зналъ  рѣшительпо,  которой  изъ нихъ от-
      дать пальму  нервенства;  всякая  изъ нихъ  имѣла  свои  хорошія и
      свои  слабыя  стороны. Но какъ онѣ  различны,  какъ  въ каждой изъ
      нахъ отразился  свой особливый характеръ:  сеыпнарія Фрелиха ды-
      шетъ поэзіею;  семинарія  Рюга— строгою логикою  и  методой;  семи-
      нарія Кеттигера— здоровьемъ  сельской  семейной жизни;  семинарія
      Фриса— наукой,  современностью, яснымъ,  спокойнымъ разсудкомъ
      и  утилитаризмомъ...  Можно  по  истинѣ  удивляться,  какъ  всѣ эти
      три кантона:  бернскій,  арговійскій и  цюрихскііі, выработали  себѣ
      свои особенныя,  проникнутыя  кантональнымъ  характеромъ,  семи-
      наріи и какъ  они отыскали,  каждый  для  своей  семинаріи,  такого
      директора,  который типически выражаетъ въ  себѣ характеръ кан-
      тона и развиваетъ  его  въ  своихъ  восшітанникахъ...  Боже мой!—•
      думалъяпро себя, вспомнивъ  многіянаши  полу-иностранныя учеб-
      ныя  заведенія:  когда же  мы  увидииъ  такія же характерныя рус-
      скія  воспитательныя  заведенія и  во главѣ  ихъ— такія же  типиче-
      скія, русскія личности  въ высоко-развитой, облагораженной формѣ,
      когда подобныя личности  будутъ развивать въ воспитателяхъ бла-
      городнѣйшія черты истинно  русскаго характера.  а воспитатели бу-
      дутъ вызывать  этотъ характеръ въ молодыхъ поколѣпіяхъ русскаго
      парода!»
          Понимая  безотраднос иоложеніе  народнаго  образованія  въ Рос-
       сіи, но лишенный  возможности  ринѵться  на родину для непосред-
       ственнаго,  активнаго участія  въ этомъ великомъ государственномъ
      дѣлѣ, Ушиискій  всячески  старается  разбудить  въ русскомъ обще-
       ствѣ вниманіе  къ  народному  образованію,  вселить  въ него надежду
      и вѣру въ возможность  свѣтлаго  будуіцаго.  Это усиліе Ушипскаго,
       словно крикъ наболѣвщеі  души,  вылилось у  него  въ слѣдующихъ
   44   45   46   47   48   49   50   51   52   53   54