Page 46 - 000199_000009_003633905
P. 46

дпмымъ  условісмъ его тѣлесиаго,  нраветвеннаго  и  умственнаго  со-
     вершенствованія,  его  человѣчеекаго  достоинства,  его свободы и па-
     копецъ его  наслаждспій п  его  счастья».
         Другая  его  статья— «0  нравственномъ  элементѣ  въ  русскоыъ
     воспитаніи»— посвящена  жгучему  вопросу,  не утратившему,  къ
     несчастію,  своеіі  остроты  п до  иашпхъ дней:  «.почему  у  насъ  лю-
     дей  нѣтъ?»  5'шинскій  видптъ  разгадку  этого  вопроса  главнымъ
     образомъ  въ  недостаткахъ  нашего  воспитанія.  «Одного  ума  и
     однихъ познапій —  говоритъ опъ  между  прочимъ — еще  недоста-
     точно для  укрѣпленія  въ  иасъ  того  иравственнаго  чувства,  того
     обшественпаго цемсита,  которыіі...  связываетъ  людей  въ  честное,
     дружнос  общсство».  «Бліяпіе  нравственное  составляетъ  главиую
     задачу  воспптанія,  гораздо  болѣе  важную,  чѣмъ  развптіе  ума
     вообще,  иаполпеніе  головы  познапіямн  п разъясненіе  каждому  его
     личныхъ  пнтересовъ>.  Вообще  въ  статьѣ  разъяснена  необходи-
     мость высоко-гражданскаго  направлснія  иоснитанія,  чтобы  «чув-
     ство личностп,  эгопзма»  нсзаглушало  въ  человѣкѣ  «чувства  об-
     щестиенностп нли, другимн  словами,  правственнаго  чувства».  Не-
     сомнѣпно,  что  при  такой  постановкѣ  просвѣтительнаго  дѣла въ
     странѣ  не нришлось бы жаловаться  на псдостатокъ  «людей».
        Въ третьей статьѣ— «Проэктъучительской семинаріи»— Ушин-
     скій  впервыс  зиакомитъ русское общество  съ задачами  и  ііазначе-
     ніемъ этихъ снеціальныхъ учебныхъ  завсденій,  ихъ  организаціею.
    Понутно разъясняя заслуги  учитсльскихъ  семинарій  за-границей,
    онъ горячо  ратустъ за дѣятельное распространеніе этихъучебныхъ
    завсденій  въ Россіи,  выставляя  насажденіе  ихъ  у  насъ— дѣломъ
    псрвѣіішей и  величайшей государственной важиости.
        Ограничиваясь  приведеннымы  прпмѣрами,  съ  увѣрешюстью
    можно  сказать,  что,  судя  по  характерѵ  и  направленію  статей
    К.  Д.  Ушпнскаго,  какъ редактора,  а также  и  въ виду  общаго  со-
    става  журнала,  іірсдпринятое  А.  В.  Головнинымъ преобразованіе
    «Журнала Мин. Народн. Просвѣщенія* могло  пмѣтьгромадное влія-
    ніе па успѣшныіі ходъ  всѣхъ  нредстояншихъ  реформъ  въ областн
    просвѣщеиія, па уирочсніе  сознателыіаго  отношепія  къ  нпмъ  какъ
    педагогическоп  срсды,  такъ  и  всего русскаго  общества.  Но, къ со-
    жалѣнію,  Ушпнскому  не долго прпшлось  быть редакторомъ—лпніь
    до  ноября  1801  года.
        Вступившій  въ управлеиіе  министерствомъ  народнаго  просвѣ-
    щенія графъ  ІТутятинъ задумалъ сдѣлатьизъ журнала ученый сбор-
    никъ по всѣмъ наукамъ,  нѣчто  вродѣ  пантеона  всѣхъ  наукъ.  Не
    сочувствуя такому превращенію полезиаго и даже необходимаго пе-
   41   42   43   44   45   46   47   48   49   50   51