Page 50 - 000199_000009_003633905
P. 50

строкахъ письма на родину:  «.Теперь  именно  настаетъ  пора,  когда
    Россіи  всего  болѣе  нужны школы,  хорошо  устроешшя,  и  учителя,
    хорошо  подготовленные —  и  много,  много  школъ вужно!  ІІначе и
    свобода  крестьянъ,  и  открытое  судопроизводстконепринесутъвсей
    той пользы,  которую могли  бы принести эти  истинно  великіе  шаги
    впередъ.  Школу,  народную  школу дайте Россіи,— и тогда, лѣтъ че-
    резъ тридцать, станетъ она на прямую дорогу.  Васъ ждетъ,  господа,
    лучшее время,  чѣмъто, въкоторое мы  бились,  какърыбаобъ ледъ!
    Готовьтесь же  съ любовью,  съ  увлеченіемъ  къ тому  великому  по-
    прищу,  которое васъ ожидаетъ>...

        Подъ вліяніемъ новыхъ  ощущеній, такъ сильно напоминавшихъ
    о  родномъ Іпкольномъ дѣлѣ,  Ушинскій  дѣятельно  принялся  за со-
    ставленіе ранѣе уже намѣченныхъ имъ книгъ для первоначальнаго
    обученія дѣтей,  въ возрастѣ лѣтъ до 10, которыя и вышли въ свѣтъ
    въ 1864  году  подъ заглавіемъ  «.Родное  Слово».
       Ранѣе выпущенный  имъ трудъ  <Дѣтскій  Міръ*  (въ двухъ ча-
    стяхъ) представлялъ собою  книгу для  класснаго чтенія. Назначеніе
    этой книги— облегчить преподающимъ выборъ матеріала для чтенія,
    соотвѣтствующій  и  послѣдовательности  въ усиленіи  умственныхъ
    упражненій  учащихся,  и  наглядному ознакомленію  послѣднихъ  съ
    предметами  природы.  Совершенно иное назначеніе  имѣетъ  «Родное
    Слово».  Это  уже  не  книги  для  класснаго  чтенія, а систематическое
    руководство для первоначальнаго обученія,— первое, по времени по-
    явленія въ Россіи, раціональное, строго методическое руководство въ
    этой области  обученія,  остающееся  единственнымъ въ своемъ  родѣ
    и  незамѣнимымъ  до  сихъ  поръ.  Оно  было  задумано  Ушинскимъ
    вскорѣ же послѣ выхода въ  свѣтъ «Дѣтскаго Міра», подъвліяніемъ
    успѣховъ послѣдняго,
       Оставаясь  вѣрнымъ  своему взгляду на значеніе родного языка,
    какъ лучшаго  средства для духовнаго развитія  ребенка,  Ушинскій
    съ  своемъ руководствѣ  положилъ родной языкъ  въ  основу перво-
    начальнаго  обученія  и  вокругъ  него,  въ  тѣсной  связи  съ нимъ,
    группируетъ остальные предметы  обученія. Руководство его распре-
    дѣлено на части или отдѣльныя  кноги,  по годамъ обученія. Первый
    годъ  «Родного  Слова»  (книга первая)  обнішаетъ  собою  «Азбуку»
   и  «Первую послѣ азбуки  книгу для  чтенія». Годъвторой(т. е. вто-
   рая книга  «Родного  Слова») представляетъ дальнѣйшую книгу для
   чтенія,  посвященную уясненію дѣтямъ  домашнягои школьнаго бы-
   та,  предметовъ  окружающей природы, временъ года и проч.
       Обѣ эти книги,  на  составленіе  которыхъ  было  потрачено,  въ

          К.  Д.  Ушинскій.                                  4
   45   46   47   48   49   50   51   52   53   54   55