Page 52 - 000199_000009_003633905
P. 52

к.  л.  у ш а и с  к  і  ы.               51

    минуты дпя,  какія для  этого нужны.  Съ удивленіемъ  замѣтилъ  я
    потомъ,  что въ самой педагогической  странѣ въ мірѣ вовсе  не раз-
    виты въ женщинѣ тѣ педагогическія  накдонностп,  которыя  столь
    свойственны женской природѣ...  Желалъ бы  отъ всей души,  чтобы
    на моей  родинѣ,  рядомъ съ устройствомъ малолѣтнихъ  школъ  для
    дѣтей,  не могущихъ,  по какимъ  либо  уважителыіымъ  иричинамъ,
    пользоваться счастьемъ  хорошаго домашшіго  воспитаиія и  ученья,

   ■развивались  въ русской  жеещішѣ  наклонность  и  умѣнье— самой
    заниматься  -первоначальнымъ  воспитаніемъ  и  обученіемъ  своихъ
    дѣтей.  Я  желалъ бы, чтобы  русская женщина,  испытавъ  глубокое
    наслажденіе  самой учить и  развивать своего  ребенка,  ве устуиала
    этого  наслажденія  никому,  безъ краиней  необходимости.  Что  жен-
    щинѣ врождено  стремлеыіе  учить и  развивать свое дитя,  а вмѣстѣ
    съ  тѣмъ  даны  и  необходимыя  для  этого  способиости,— въ этомъ
    не можетъ  быть  сомнѣнія.  И  если миогія матери,  еесмогря  на  все
    свое желаніе  пе  разставаться  рано  со  своимн  дѣтьми  и  учить  ихъ
    самимъ,  тѣмъ  не менѣе  поручаютъ  это  дѣло  школѣ  или чужимъ
    лицамъ,  то  это  объясняется  практическою неподготовдепиостыо ма-
    терей  къ дѣлу первоначальнаго  обученія.  Вотъ  почему,  пазначая
    мой  учебникъ  не только для школы,  но  ц для  семьи,  я  ечелъ  не-
    обходимымъ приложить къ нему  такое  руководство  для  учащихъ,
    которое ведетъихъшагъзашагомъ въдѣлѣ первоначальнаго обученія
    отечественному языку...  Я въ  этой книгѣ имѣлъ главною  цѣлыо—
    помочь начинающимъучить  и  въ особеености облегчать для  матери
    и  сдѣлать  для  нея  нріятнымъ  трудъ  первоначальиаго  обученія».
        Въ отношевіи послѣдующихъ  частеи  «Родного  Слова»  Ушин-
    скій имѣлъ такой планъ.  Давши дѣтямъ въпервыхъдвухъчастяхъ
    «Родного  Слова»  обильный матеріалъ  для  практическаго  изученія
    русскаго языка, въ третьей  части перейти  къ грамматикѣ  и  дру-
    гимъ  предметамъ.  Вслѣдствіе  этого  первымъ  отдѣломъ  третьяго
    года явилась грамматика;  второи  отдѣлъ должна  была  составлять
    географія; третій— исторія; четвертый— ариѳметика. Къ сожалѣнію,
    преждевременная  смерть помѣшала закончить такъ широко  п дѣль-
    но задуманный планъ практическаго  руководства,  долженствовав-
    шаго  обнять всю  программу иачальнаго  образованія.  Отвлеченный
    другой  болыпой, важной  и  сложной работой,  о  которой  будетъска-
    зано  ниже,  Ушинскій лишь  черезъ шесть лѣтъ,  т.  е. въ1870году,
    выпустилъ  первый  отдѣлъ  третьяго  года  «Родного  Слова»,  т.  е.
    грамматическій  отдѣлъ,  съ  соотвѣтствующимъ  руководствомъ  для
    преподавателей.
        Это —  единствееный  у  насъ  опытъ нагляднаго, такъ сказатт.,
   47   48   49   50   51   52   53   54   55   56   57