Page 55 - 000199_000009_003633905
P. 55

обходимыхъ свѣдѣній  о  природѣ  человѣка вообще.  Для  этого  ко-
      нечно  необходимо  было  перечитать  веѣхъ  величайпіихъ  мысіите-
      лей  и  естествоиспытателей,  отъ  Аристотеля  до  Канта,  Дарвина
      и Шопенгауэра, и затѣмъ уже  сдѣлать  изъ  нихъ  соотвѣтствуюіція
      выборки,  чтобы  получить  одно  связное  цѣлое  о томъ,  что  добыго
      паукою  втеченіи  длиннаго  ряда  вѣковъ  о  человѣческой  природѣ.
          На эту подготовительную  работу  ушло пятилѣтнее  пребываніс
      Ушинскаго  за-границей.  Перечатывая  массу  сочиненій  великихъ
      ученыхъ,  древнихъ  и  новыхъ,  онъ дѣлалъ  взъ нихъ  вьшиски на
      особыхъ  листахъ.  Такимъ  образомъ  за пяталѣтіе  у него  образо-
      вался цѣлый  багажъ сырого матеріала,  съ  которымъ  онъ и яви.тся
      въ Петербургѣ  въ  1867  г.,  чтобы  окончательно  обработать  его,
      свести  въ одно  цѣлое,  связать  одною  общей  идеею.  Такъ какъ об-
      щііі планъ работы давно уже былъ готовъ, то и выполненіе его  не за-
      ставило  себя долго ждать. Въ концѣ 1867 г. онъ вынусгидъ въ свѣть
      первыйтомъкниги своей— «Человѣкъ— какъ предметъ воспитанія.
      Оаытъ недагогической  антропологіи»,  а въ  1869  г — и  2-й томъ.
         Такъ появилось двухтомное сочиненіе Ушинскаго,  представля-
      ющее обширную и единственную въ міровой педагогпческой литера-
     турѣ  популярную  антропологаческую  энциклопедію.  Эготъ  драго-
     цѣнный вкладъ въ еашу научную  литературу  имѣетъ еезамѣнимое
     значеніе  не только  для педагога,  но  и  для  всякаго  образованнаго
     человѣка,  сколько нибудь интересующагося  свойствами духовной  и
     физпческой  природы  человѣка.
         Кромѣ двухътомовъ  «Педагогическои  антропологіи»,  Ушинскій
     имѣлъ въ виду написать еще  и  третій  томъ,  посвященныи  прило-
     жевію теоретическихъ освовавій  воспитанія  и обученія,  изложен-
     ныхъ въ двухъ первыхъ томахъ,  къ педагогической  практикѣ.  Къ
     величайшему сожалѣнію, этотъ трудъ  остался не оконченнымъ.  Но
     тѣмъ  не ыенѣе  сохранились  черновые  рукописные  наброскв  его,
     сохранился даже весь конспектъ  полнаго  (трехтомнаго)  сочиненія
     «Педагогической антропологіи»,  какъ оно  было  задумано  и  подго-
     товлено в^вернѣ его авторомъ.  Все это находится въраспоряженіи
     г-жи  Ушинской, вдовы покойнаго, но,  къ сожалѣнію, до  сихъ поръ
     еще  не опубликовано.
         Въ печати  (въ  брошюрѣ  г.  А. Фролкова)  опубликована  лишь
     программа третьяго, предполагавшагоея, тома  <Педагогической  ан-
     тропологіи». Эту, практическую, часть труда предполагалось посвя-
     тить  <психическимъ явленіямъ высшаго порядка или явленіямъ ду-
     ховнымъ». Считая отличительнымъпризнакомъэтихъ явленій само-
     сознаніе или разумность, какъ общій корень всѣхъ духовныхъ, чисто
   50   51   52   53   54   55   56   57   58   59   60