Page 60 - 000199_000009_003633905
P. 60

такими  именно  статьями  почти  спюшь  наполневы всѣ шесть отдѣ-
     ловъ  кнаги, то, заачитъ,  въ народномъ учителѣ предполагается  та-
      кои запасъ знаній  по  Закону  Божію,  исторіи, географія,  естество-
     знанію  и словесности,  какимн могутъ обладать лишьпреподаватели
     гимназій  по каждому  изъ этихъ предметовъ въ  отдѣльностиг.  Нако-
      нецъ первый  отдѣлъ  книги  (ііо   Закону Божію) начинается  отрыв-
     ками  изъ  Священнаго  Писанія  на  церковно-славянскомъ  языкѣ.
     Очевидео,  составители  книги  признавали  необходимымъ  иачинать
     учить дѣтей  на церковво-славявскомъ  языкѣ  и  потомъ  уже пере-
     ходить  къ  русскому, —  учить такъ,  какъ учили въ старину,  когда
     едивствевными  учебными  книгами были «Часословъ»и <Псалтирь»,
         «Вся книга гг.  Филонова  и Радонежскаго  есть  одинъ  болыпой
     курьезъ,— говоритъ Ушинскій,  послѣ длиннаго ряда фактаческихъ
     изобличеній  иелѣпости  въ ея  составленіи:— но  самое  курьезное въ
     ней— это появленіе ея въсвѣтъ.  Оно—законное дитя  тѣхъ педаго-
     гическихъ  мнѣній  о дѣтскомъ  обученіи,  которыя  проводились  въ
     «.Московскихъ  Вѣдомостяхъ»,  въ  «Современной  Лѣтоиаси»  и  въ
      «Русскомъ  Вѣстникѣ»,  —   законное,  но  не  старшее. ІІервенцемъ
     этой новѣйшей  московской  педагогики  явилась  книга  г.  Н.  ІЦер-
     бины,  одного  изъ педагогическихъ дѣятелей  «Русскаго  ВЬстника».
     Г. Щербина, писавшій  прежде только  стишки, вдругъ,  вдохновлен-
     ный московскою прессою,  вообразилъ себя  педагогомъ; сначала на-
     писалъ  громоносную статью  протавъ  всякой  раціонадьной  педаго-
     гики и противъ всякихъ народныхъ учителей-педагоговъ, и  потомъ
     захотѣлъ показать на дѣлѣ,  что  можно  всякоиу  быть  педагогомъ,
     стоитъ только  захотѣть:  вооружился  перомъ...  нѣтъ,  не  леромъ,  а
     ножницами  и,  вырѣзывая  листы изъ разныхъ  старыхъ изданій,
     иреимуіцественно же кускиизъ ^Московскихъ-ВЬдомостей*,  соста-
     вилъ *Пчелу,  сборникъ  для  народнаго  чтенія  и  для употребленія
     при народномъобученіи», «Мододымъ людямъ на поученье, старымъ
     людямъ  еа послушанье».  Но г. Щербина былъ все-таки поосторож-
     нѣе и —  какъ бы сказать?..  поделнЕіатнѣе  своихъ петербургскихъ
     подражателей...  Не  прибавь  онъ въ  своей  книгѣ:  «и  для употреб-
     ленія при народномъ обученіи», для котораго она столько же годится,
     сколько и  старыя «Московскія  Вѣдомости», —  мы бы и  не упомя-
     нули  о  ней въ этой  статьѣ. Но петербургскіе педагоги,  гг. Филоновъ
     и  Радонежскій,  подъ  ваитіемъ  московской  педагогической  музы
     пошли...  гораздо  далыпе г.  Щербаны.  Гг. Филоновъ и Радонежскін
     тоже принялись за ножницы;  но пожницы ихъ работали гораздо бы-
     стрѣе,  гораздо  рѣшительнѣе и неразборчивѣе...  и  вотъ  въ три-че-
     тыре вечера (куй желѣзо, пока  горячо!)  появилась книга  уже  ие
   55   56   57   58   59   60   61   62   63   64   65