Page 63 - 000199_000009_003633905
P. 63

нй одинъ изъ возбуждавшихся въ педагогическомъ обществѣ вопро-
       совъ не сеимался съ очереди,  пока не былъ исчерпанъ,  какъ гово-
      рится,  до  дна.  Въ  этомъ  отношеніи  Ушинскій —  этотъ  «ходячій
       иедагогическій  архивъ>,  «багажъ педагогическои мудрости»,  какъ
       его  называли  сочлены  общества,  былъ  неоцѣнимъ,  незамѣнимъ.
           Серьезное,  умѣлое  и  чуткое  отношеніе  педагогическаго  обще-
       ства къ копросамъиявленіямъ школьной жизни снискало ему боль-
       шое сочувствіе образованной части населенія, какъ въ столицѣ, такъ
       и въ провинціи.  Собранія  общества  посѣщались такою массою от-
       борной  образованной публики, чтогромадный задъ второй гимназіи,
       гдѣ  происходили  засѣдаиія,  не  всегда  вмѣщалъ  собравшихся.  Въ
      педагогическихъ  журналахъ  обязательно  помѣщалпсь  рефераты,
      вносимые  въ  собраніе;  тамъ  же  печатались  и  подробные  отчеты
      о преніяхъ, происходившихъ въ собраніяхъ (въ  формѣ  стенограммъ
      или  точнаго  пересказа).  Это  давало  возможность  общей  печати и
      читающей публякѣ правильно  оріентироваться относительно взгля-
      довъ и заключсній кружка компетентныхъ людей по  спеціальнымъ
      педагогическимъ  вопросамъ,  что,  въ  свою  очередь,  способствовало
      опредѣденности, устойчивостиобщественныхъвоззрѣній на школьное
      дѣло  вообще.
          Благодаря почину  Ушинскаго, отдавшаго на гласный,  открытый
      судъ педагогическаго  общества свои учебныя и научныя  сочиненія,
      вошло  въ обычай, что  почти не оставалось ни одного вновь появляв-
      шагося педагогическаго  сочиненія, которое бы не проходило черезъ
      горнило  критики  педагогйческаго  общества.  Тутъ сообща  установ-
      лялась гласная, безпристрастная оцѣнка каждому изъ нихъ. Въ этомъ
      отношеніи  особенно много помогалъ Ушинскій, зорко  слѣдившій за
      всѣмъ,  что  появлялось  въ вашей  педагогической  литературѣ.  Онъ
       же главнымъ  образомъ ввелъ въ обычай сообщать съ критической
       оцѣнкой  обо  всемъ, что  появлялось выдагощагося  въ заграничной
      педагогичсской литературѣ, за которой также внимательно  слѣдилъ.
          Гласная  критика всего, что появлялось въ нашей педагогической
      литературѣ,  была  очень  полезна  уже  въ томъ  отношеніи, что въ
      значительпой мѣрѣ предотвращала одобреніе къ употребленію такихъ
      руководствъ,  которыянеудовлетворяютъсвоему назначенію.  Кромѣ
       того эта  критика  вмѣла еще и лругое,  болѣе существенное,  значе-
       ніе.  При оцѣнкѣ каждаго руководства или учебнаго пособія,  всесто-
       ронне  обсуждались  также  программа,  планъ,  методъ изложенія и
       пріемъ преподаванія каждаго предмета,  въ связи съ особенностями
       того  рода  заведеній,  для  которыхъ  предиазначается  даннос сочи-
       неніе.  Такое  обсужденіе  конечно  вызывало  оживленный  обмѣнъ
   58   59   60   61   62   63   64   65   66   67   68